«Планета обезьян: Революция». Животные страсти

«Планета обезьян: Революция». Животные страсти
Постер к фильму «Планета обезьян: Революция»

Этот материал был опубликован в июльском номере «The Hollywood Reporter – Российское издание».

В истории кино не так уж и много франшиз, успех которых не зависит от звезды в главной роли. «Гарри Поттера» и «Крепкого орешка» сложно представить без Дэниела Рэдклиффа и Брюса Уиллиса, а «Терминатор» без Арнольда Шварценеггера потерял две трети своей привлекательности. Но в «Парке Юрского периода», как и в эпопее про планету обезьян, динозавры и приматы важнее, а люди легко заменимы.

И когда два года назад было объявлено о начале работы над сиквелом «Восстания планеты обезьян», никто не удивился заявлению Джеймса Франко, звезды первой части, что по поводу новой картины никто с ним не связывался. Его героя Уилла, который вырастил шимпанзе Цезаря (Энди Серкис), в сиквеле просто нет.

Не появится в «Планете обезьян: Революция» и Каролина (Фрида Пинто) — красавица-приматолог. Заглавные герои в этой франшизе — животные, так что люди могут меняться по прихоти сценаристов. Для истории — никакого ущерба. А вот сэкономить на гонорарах это, правда, не помогает — Энди Серкису заплатили, по слухам, семизначную сумму.

Если считать все фильмы о мире умных приматов, впервые появившемся на экранах в 1968-м, «Планета обезьян: Революция» — уже восьмой. Когда вышла первая часть, молодой кинокритик Роджер Эберт написал рецензию, в которой похвалил «развлекательную» составляющую картины и успокоил читателей, что «философская заумь» не помешает им наслаждаться экшеном.

Прошло полвека, и восприятие экранного действия кардинальным образом изменилось. Безудержный экшен конца 1960-х кажется нам сейчас крайне неспешным, зато «философская заумь» — напротив, как никогда актуальной.

Голливуд регулярно снимает антиутопии об альтернативных сценариях развития человечества и жизни после конца света. Но влияние на массовую культуру оригинальной «Планеты обезьян», собравшей только в Америке около $32 млн — огромную по тем временам сумму, — переоценить невозможно.

В шестом сезоне сериала «Безумцы», за которым интеллектуалы следят с обожанием, главный герой Дон Дрейпер как раз ведет сына на тот первый фильм. Знаменитый финал с торчащей из песка статуей Свободы настолько потрясает ребенка, что он уговаривает отца остаться на следующий сеанс. Для конца 1960-х, когда поколение беби-бумеров занималось пересмотром ценностей своих родителей, этот момент очень показателен: мальчик выходит после сеанса в фойе и совсем по-другому разговаривает с чернокожим уборщиком. Начинается эпоха борьбы за всеобщее равноправие.

После кассового успеха первого фильма (и теплого приема у критиков, мнение которых до появления Интернета значило куда больше, чем сейчас) студия 20th Century Fox начала штамповать сиквелы: с 1970-го по 1973-й вышли четыре картины, одна слабее другой. В прокате фильмы тоже прошли по убывающей, и франшиза умерла естественной смертью — от истощения прибыли и идей.

Версия для нового поколения появилась только в 2001-м, когда Тим Бертон снял ремейк с участием Марка Уолберга. Фильм понравился зрителям, заработав около $400 млн, но у критиков восторга не вызвал — послевкусие неудачи заставило Голливуд забыть о мире приматов еще на десять лет. Авторы «Восстания планеты обезьян» сделали вид, что бертонского фильма не существует, и акцентировали внимание не на людях, а на обезьянах — в духе самой модной и политически корректной экологической тенденции.

«Планета обезьян: Революция» начинается с того, что Цезарь управляет Землей. Действие происходит через 15 лет после окончания «Восстания» — герои Джеймса Франко и Фриды Пинто явно стали первыми жертвами вируса, уничтожившего почти все население планеты, и именно этим сценарист Рик Джаффа оправдывает их отсутствие во второй части.

«Дворцовый переворот» произошел не только на экране, но и в самой франшизе. Режиссер «Восстания планеты обезьян» Руперт Уайатт покинул проект, заявив, что не успел бы снять сиквел к заявленной студией дате, и вакантное место срочно занял Мэтт Ривз.

Результат этой перестановки может оказаться неожиданно интересным. В 2008-м Ривз снял за копейки очень успешный фильм-катастрофу «Монстро», доказав, что умеет работать эффективно и не на шутку пугать людей. В 2010-м выпустил ремейк шведского триллера «Впусти меня» с Хлоей Грейс Морец в роли вампирши, убедив всех, что способен управлять не только спец-эффектами, но и актерами.

Словом, Ривз — именно то, что нужно новой «Планете обезьян», где актеры по-настоящему «играют» приматов, а на компьютере им дорабатывают только внешность. Натуру, показывающую постапокалиптическую Землю, нашли в Британской Колумбии и Новом Орлеане, так что дорисовывать придется лишь нюансы. В общем, спецэффекты в этом фильме — точно не главное. Хотя именно благодаря развитию компьютерных технологий удалось сместить акцент с поднадоевших гол- ливудских актеров на животных, возобновив интерес к франшизе.

Ее общая тема, впрочем, остается неизменной и обещает еще много увлекательных интерпретаций (в 2016-м точно выйдет еще одна часть): а что бы случилось, ес- ли бы в эволюционной гонке победил не австралопитек, а его родичи, до сих пор живущие в джунглях Африки? Этот вопрос неизменно приводит зрителей в залы. Ведь возможность увидеть другую реальность — единственная причина, по которой до сих пор существует кино.

Планета Обезьян: Революция (Dawn of the Planet of the Apes). США, 2014, 130 мин. Реж. Мэтт Ривз. В ролях: Энди Серкис, Джейсон Кларк, Гэри Олдман, Кери Расселл, Тоби Кеббелл, Коди Смит-МакФи, Кирк Асеведо, Ник Терстон, Терри Нотари. В прокате с 17 июля ("Двадцатый Век Фокс СНГ")

Материалы по теме

  • Англоязычный триллер от сценариста «Дневного Дозора»

    07 мая 2013 / Денис Данилов

    Лента станет европейско-американской копродукцией, рабочие встречи по проекту пройдут на Каннском кинорынке.

    Комментировать
  • Последний сценарий Балабанова доступен в Сети

    27 мая 2013 / Денис Данилов

    Журнал «Сеанс» опубликовал незаконченную рукопись Алексея Балабанова «Мой брат умер».

    Комментировать
  • «Проверка» Галы Сухановой победила на кинофестивале «Короче»

    25 августа 2014 / Редакция THR Russia

    Лучшим режиссером назван Валерий Полиенко за фильм «Ночные зимние люди». «Нечаянно» Жоры Крыжовникова отметили дипломом за потрясающий актерский состав.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора