«Планета обезьян: Революция». Животные страсти

«Планета обезьян: Революция». Животные страсти
Постер к фильму «Планета обезьян: Революция»

Этот материал был опубликован в июльском номере «The Hollywood Reporter – Российское издание».

В истории кино не так уж и много франшиз, успех которых не зависит от звезды в главной роли. «Гарри Поттера» и «Крепкого орешка» сложно представить без Дэниела Рэдклиффа и Брюса Уиллиса, а «Терминатор» без Арнольда Шварценеггера потерял две трети своей привлекательности. Но в «Парке Юрского периода», как и в эпопее про планету обезьян, динозавры и приматы важнее, а люди легко заменимы.

И когда два года назад было объявлено о начале работы над сиквелом «Восстания планеты обезьян», никто не удивился заявлению Джеймса Франко, звезды первой части, что по поводу новой картины никто с ним не связывался. Его героя Уилла, который вырастил шимпанзе Цезаря (Энди Серкис), в сиквеле просто нет.

Не появится в «Планете обезьян: Революция» и Каролина (Фрида Пинто) — красавица-приматолог. Заглавные герои в этой франшизе — животные, так что люди могут меняться по прихоти сценаристов. Для истории — никакого ущерба. А вот сэкономить на гонорарах это, правда, не помогает — Энди Серкису заплатили, по слухам, семизначную сумму.

Если считать все фильмы о мире умных приматов, впервые появившемся на экранах в 1968-м, «Планета обезьян: Революция» — уже восьмой. Когда вышла первая часть, молодой кинокритик Роджер Эберт написал рецензию, в которой похвалил «развлекательную» составляющую картины и успокоил читателей, что «философская заумь» не помешает им наслаждаться экшеном.

Прошло полвека, и восприятие экранного действия кардинальным образом изменилось. Безудержный экшен конца 1960-х кажется нам сейчас крайне неспешным, зато «философская заумь» — напротив, как никогда актуальной.

Голливуд регулярно снимает антиутопии об альтернативных сценариях развития человечества и жизни после конца света. Но влияние на массовую культуру оригинальной «Планеты обезьян», собравшей только в Америке около $32 млн — огромную по тем временам сумму, — переоценить невозможно.

В шестом сезоне сериала «Безумцы», за которым интеллектуалы следят с обожанием, главный герой Дон Дрейпер как раз ведет сына на тот первый фильм. Знаменитый финал с торчащей из песка статуей Свободы настолько потрясает ребенка, что он уговаривает отца остаться на следующий сеанс. Для конца 1960-х, когда поколение беби-бумеров занималось пересмотром ценностей своих родителей, этот момент очень показателен: мальчик выходит после сеанса в фойе и совсем по-другому разговаривает с чернокожим уборщиком. Начинается эпоха борьбы за всеобщее равноправие.

После кассового успеха первого фильма (и теплого приема у критиков, мнение которых до появления Интернета значило куда больше, чем сейчас) студия 20th Century Fox начала штамповать сиквелы: с 1970-го по 1973-й вышли четыре картины, одна слабее другой. В прокате фильмы тоже прошли по убывающей, и франшиза умерла естественной смертью — от истощения прибыли и идей.

Версия для нового поколения появилась только в 2001-м, когда Тим Бертон снял ремейк с участием Марка Уолберга. Фильм понравился зрителям, заработав около $400 млн, но у критиков восторга не вызвал — послевкусие неудачи заставило Голливуд забыть о мире приматов еще на десять лет. Авторы «Восстания планеты обезьян» сделали вид, что бертонского фильма не существует, и акцентировали внимание не на людях, а на обезьянах — в духе самой модной и политически корректной экологической тенденции.

«Планета обезьян: Революция» начинается с того, что Цезарь управляет Землей. Действие происходит через 15 лет после окончания «Восстания» — герои Джеймса Франко и Фриды Пинто явно стали первыми жертвами вируса, уничтожившего почти все население планеты, и именно этим сценарист Рик Джаффа оправдывает их отсутствие во второй части.

«Дворцовый переворот» произошел не только на экране, но и в самой франшизе. Режиссер «Восстания планеты обезьян» Руперт Уайатт покинул проект, заявив, что не успел бы снять сиквел к заявленной студией дате, и вакантное место срочно занял Мэтт Ривз.

Результат этой перестановки может оказаться неожиданно интересным. В 2008-м Ривз снял за копейки очень успешный фильм-катастрофу «Монстро», доказав, что умеет работать эффективно и не на шутку пугать людей. В 2010-м выпустил ремейк шведского триллера «Впусти меня» с Хлоей Грейс Морец в роли вампирши, убедив всех, что способен управлять не только спец-эффектами, но и актерами.

Словом, Ривз — именно то, что нужно новой «Планете обезьян», где актеры по-настоящему «играют» приматов, а на компьютере им дорабатывают только внешность. Натуру, показывающую постапокалиптическую Землю, нашли в Британской Колумбии и Новом Орлеане, так что дорисовывать придется лишь нюансы. В общем, спецэффекты в этом фильме — точно не главное. Хотя именно благодаря развитию компьютерных технологий удалось сместить акцент с поднадоевших гол- ливудских актеров на животных, возобновив интерес к франшизе.

Ее общая тема, впрочем, остается неизменной и обещает еще много увлекательных интерпретаций (в 2016-м точно выйдет еще одна часть): а что бы случилось, ес- ли бы в эволюционной гонке победил не австралопитек, а его родичи, до сих пор живущие в джунглях Африки? Этот вопрос неизменно приводит зрителей в залы. Ведь возможность увидеть другую реальность — единственная причина, по которой до сих пор существует кино.

Планета Обезьян: Революция (Dawn of the Planet of the Apes). США, 2014, 130 мин. Реж. Мэтт Ривз. В ролях: Энди Серкис, Джейсон Кларк, Гэри Олдман, Кери Расселл, Тоби Кеббелл, Коди Смит-МакФи, Кирк Асеведо, Ник Терстон, Терри Нотари. В прокате с 17 июля ("Двадцатый Век Фокс СНГ")

Материалы по теме

  • Джастин Лин поставит новый фильм о Джейсоне Борне

    11 ноября 2013 / Редакция THR Russia

    Режиссер последних четырех «Форсажей» получил в свои руки еще одну хлебную франшизу от Universal.

    Комментировать
  • Гарет Эдвардс снимет спин-офф «Звездных войн»

    23 мая 2014 / Редакция THR Russia

    Сценарий фильма напишет автор «Книги Илая» и «После нашей эры». Главным героем спин-оффа может стать Боба Фетт, Хан Соло или мастер Йода.

    Комментировать
  • Ридли Скотт экранизирует «Дьявола на кухне»

    18 июля 2014 / Редакция THR Russia

    Режиссер адаптирует для больших экранов мемуары Марко Пьера Уайта под названием «Дьявол на кухне: Секс, боль, безумие и становление великого шеф-повара».

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора