- Главная
- →
Кино- →
Подлинная история встречи Бэтмена и Супермена. Часть перваяПодлинная история встречи Бэтмена и Супермена. Часть первая
Ян КрыловВ преддверии выхода фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» THR изучил историю рождения 2 главных супергероев комиксов, их последовавшего знакомства и дружбы.Супергерои. Что же мы всё-таки подразумеваем под этим понятием в 21-м веке? Какова истинная значимость таких персонажей как Бэтмен и Супермен в современном обществе, где публику намеренно снабжают этих героев нескончаемым потоком однотипных интерпретаций посредством многочисленных блокбастеров? Как ни печально, но сейчас мы живем в то время, когда некоторые самонадеянные дельцы крупнейших голливудских киностудий усиленно продвигают в массы примитивное коммерческое подобие классических комиксов с участием двух самых известных легенд американской поп-культуры.
Дело в том, что самые основополагающие черты Бэтмена и Супермена практически за всю 70-летнюю историю их существования в комиксах идут в полный разрез с общей стратегией DC Comics и Warner Bros, где явное предпочтение отдается определенным временным отрезкам (будь это 80-е или начало 2000-х), в которых часто доминируют более темные версии этих персонажей.
В этой статье будет представлена иная точка зрения на данную проблему. Такие интерпретации первоисточников, как The Dark Knight Returns (1986), Hush (2002 – 2003), Lex Luthor: Man of Steel (2005) и другие сюжеты, взятые за основу создателями фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», подробно рассматриваться не будут.
Используя эксклюзивные комментарии некоторых талантливых сценаристов и художников, мы расскажем вам о тех былых временах, когда создавались, пожалуй, самые замечательные комиксы о настоящей дружбе между Бэтменом и Суперменом.
Пролог. Их было двое
Супермен, один из самых невероятных супергероев в истории человечества, появился на свет благодаря бурной фантазии двух 19-летних друзей из Кливленда (штат Огайо) – американского сценариста Джерри Сигел (17. 10. 1914 – 28. 01. 1996) и канадско-американского художник Джо Шустер (10. 07. 1914 – 30. 07. 1992). Вдохновившись образом «Сверхчеловека» Фридриха Ницше, Сигел и Шустер придумали историю “The Reign of Superman” (1933 год), где главный герой самонадеянно пренебрегает своими суперспособностями и только под конец сюжета, лишившись этого уникального дара, осознает свою роковую ошибку.
Дальнейшие попытки формирования образа Супермена привели молодых ребят к созданию личности Кларка Кента. Имя и фамилию героя авторы позаимствовали у известных американских актеров Кларка Гейбла и Кента Тэйлора, а главные черты характера этого скромного репортера - у знаменитого комика Гарольда Ллойда. Ребята считали, что для успешной продажи их комикса и привлечения большего читательского внимания, Супермен обязательно должен быть оптимистичным героем подобно персонажам, сыгранным актером Дугласом Фэрбенксом в фильмах «Знак Зорро» (1920 год) и «Робин Гуд» (1922 год).
Джерри Сигел (автор текста) рассказывает: «1933 год. Мы жили в тяжелые времена Великой депрессии. Мир был до краев переполнен жестокой несправедливостью, а война в Европе казалась всем неизбежной. Я стал думать о том, что лично сам мог бы сделать для улучшения такой ситуации, если бы был сильнее всех на свете. Нам казалось, что Супермен должен сочетать в себе все наилучшие качества таких мифических персонажей, как Геркулес и Самсон».
Джо Шустер (художник): «В наших руках оказался отличный герой, который сильно отличался от других. Мы выбрали самые яркие цвета для его костюма и нарисовали небольшую эмблему на груди, похожую на щит. Большая буква S в имени персонажа соответствует первым начальным буквам наших фамилий. Мы были абсолютно уверены в том, что кто-нибудь когда-нибудь обязательно захочет опубликовать этот замечательный комикс».
Несмотря на отказы многих издательств взять под свое крыло человека из стали, Сигел и Шустер не отчаивались и наконец, 18 апреля, 1938 года, добились публикации самого первого комикса - Action Comics #1 от National Allied Publications (в последствии DC Comics). Именно тогда мир впервые узнал о существовании Супермена, таинственного пришельца, последнего выжившего жителя планеты Криптон, внезапно попавшего на Землю и ставшего истинным защитником всего человечества.
С тех самых пор этот легендарный персонаж так и не перестает будоражить умы многомиллионной армии фанатов.
В 1939-м, ровно год спустя после удачного дебюта Супермена, Винсент Салливан, один из редакторов DC, посчитал, что издательству нужна очередная сенсация – новый супергерой, который по уровню популярности мог бы составить конкуренцию самому Кларку Кенту. Всю ответственность возложили на молодого художника Боба Кейна, но проблема заключалась в том, что его первоначальная идея (рисовать новые костюмы поверх готовых набросков с Суперменом) попахивала плагиатом и вызывала в памяти таких персонажей, как Флэш Гордон (художник Алекс Рэймонд) и Фантом (художник Рэй Мур).
Отсутствие собственных оригинальных идей вынудило Боба обратиться за помощью к начинающему сценаристу Биллу Фингеру. Будучи весьма одаренным автором, Фингер тотчас же устранил эту проблему.
Билл Фингер: «На изначальном наброске Боба Бэтмен был облачен в ярко-красное трико. Его лицо скрывала темная полумаска, а за спиной виднелись какие-то невзрачные крылья. Как-то я обнаружил иллюстрацию летучей мыши в словаре Уэбстера и сказал Бобу: “Обрати внимание на широкие уши. Почему бы не применить их на деле?”. Ещё я предложил добавить к визуализации Бэтмена темно-серый костюм и маску-капюшон, которые сделали бы его более загадочным. Мне совсем не нравилась идея с крыльями. Я настоял на том, чтобы переделать их в плащ, который при ускоренном движении создавал бы силуэт летучей мыши. Затем я придумал имя герою - Брюс Уэйн – комбинация таких выдающихся исторических личностей, как король Шотландии Роберт Брюс и американский генерал Энтони Уэйн, принимавший активное участие в борьбе за независимость США».
Именно Билл Фингер сочинил трагическую историю происхождения темного рыцаря Готэма - на глазах у 8-летнего мальчика от рук преступника гибнут его родители. Пережив подобное горе, Брюс решает посвятить свою жизнь борьбе со злом. Вот так на свет и появился Бэтмен. Подобно успеху первого комикса о Супермене, дебют героя в Detective Comics #27 (май 1939 года) стал мгновенным хитом. Персонаж привлек к себе огромное внимание читательской публики, чей теплый прием сделал его одним из самых популярных героев.
Но основная загвоздка заключалась в том, что при подписании контракта с комикс-издательством о защите авторских прав, Кейн, используя влиятельные связи своего отца, намеренно нигде не упомянул имя Билла. Фингер был просто сокрушен подлым поступком Кейна, но, к сожалению, ничего не мог сделать из-за своего слишком мягкого характера, хотя настоящим генератором всех творческих идей был именно он: город Готэм, Бэтмобиль, Бэт-пещера, комиссар Гордон и другие немаловажные элементы, без которых сейчас невозможно представить этот комикс. Тем не менее, Билл все равно продолжал трудиться над сюжетами о Бэтмене в качестве внештатного сценариста, оставаясь по существу невоспетым героем, лишенным всех почестей, которых он был по праву достоин.
Тем временем, Кейн быстро разбогател, несправедливо пожиная плоды чужой славы: хвалебные упоминания в пресcе, посещение престижных голливудских мероприятий и частые визиты на съёмочные площадки фильмов о Бэтмене с 1989 по 1997. В итоге, Боб Кейн прожил долго и счастливо до 83 лет, а бедному Биллу Фингеру пришлось пережить жуткие приступы депрессии, череду финансовых проблем, тяжелую алкогольную зависимость и три сердечных приступа. Он ушел из жизни в 1974 годе в возрасте 59 лет.
Но в 2015 году история наконец-то расставила все на свои места.
После многих лет непрекращающихся судебных разбирательств, истинные почитатели творчества Билла Фингера сумели добиться того, чтобы автор (хотя бы посмертно) получил своё заслуженное признание. Теперь его имя можно увидеть во всех проектах DC с участием Бэтмена, в том числе и в титрах фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости».
Эпоха невинности и чудес
Феноменальное появление на свет Бэтмена и Супермена, на ряду с всё возрастающей популярностью многих других супергероев, заложило основу для формирования Золотого (с конца 1930-х по начало 1950-х) и Серебряного (с 1950-х по 1970-е) века комиксов. В сюжетах того времени, Брюс Уэйн и Кларк Кент подходили ко всему с неподдельной долей оптимизма и истинной верой в силу человеческого духа. Но в этом не обошлось и без явных перегибов. Немецко-американский психолог Фредерик Вертам имел свой взгляд на ту роль, которое общество приписывало этим героям. В 1954 году, он выпустил книгу «Совращение невинных», где обвинил авторов комиксов в том, что своими историями они частично поспособствовали повышению уровня преступности среди молодежи.
За этим последовала ликвидация некоторых печатных издательств, не говоря уже об участившихся актах публичного сжигания комиксов.
В том же году впервые ввели Кодекс, обязывающий всех сценаристов и художников соблюдать жесткую цензуру. Но все же Вертам оказался неправ, так как его непримиримая критика не позволила ему полноценно разглядеть всю легкую непосредственность супергеройских комиксов, которые в первую очередь создавались специально для подрастающего поколения.
А теперь пришло время рассмотреть самые ранние точки пересечения между Бэтменом и Суперменом.
- Июль 1940 - Бэтмен, Робин и Супермен украсили обложку журнала New York World’s Fair Comics #2, но, к сожалению, дальше этого дело не пошло.
- Февраль 1941 - У героев появилось первое совместное издание World’s Best Comics (позже сменившее название на World’s Finest Comics). Помимо титульного листа, увидеть их вместе не удавалось вплоть до 1954 года (71 выпуск).
- Сентябрь 1945 – Голоса супергеройского дуэта, озвученные актерами Бадом Колльером (Супермен) и Стейси Харрисом (Бэтмен), впервые можно было услышать на радиопередаче The Adventures of Superman (эпизод “Dr. Bly’s Confidence Gang”).
- Июнь 1952 – Эпохальная встреча наконец-таки состоялась в комиксе Superman #76: Брюс Уэйн и Кларк Кент попадают на морской круиз, где становятся невольными участниками целого ряда очень занимательных событий. Сюжет “The Mightiest Team In The World” был создан сценаристом Эдмондом Гамильтоном и художником Куртом Суоном.
Курт Суон (художник): «Мы хотели, чтобы люди могли соотнести себя с Суперменом. Для этого следовало придать ему самые лучшие качества и приблизить его к нашему миру настолько, насколько это возможно. Человечество всегда будет нуждаться в Супермене. Его колоссальная притягательность заключается в воплощении наших самых сокровенных фантазий: быть честными и отважными, свободно парить в небе и использовать свой уникальный дар ради всеобщего блага».
Ниже будут представлены несколько историй, которые демонстрируют всю неповторимую сущность Бэтмена и Супермена в контексте того времени:
Сюжет #1 - "The New Team of Superman and Robin"
(World’s Finest Comics #75; Апрель 1955)
Сценарист - Билл Фингер / Художник - Курт Суон
Очень занимательный сюжет, в котором Супермен оказывает помощь Бэтмену, получившему тяжелую травму ноги после неудачного столкновения с преступниками. На первый взгляд может показаться, что это самая заурядная история, но как и в большинстве повестей тех дней, здесь присутствует элемент неожиданности, который уж точно не оставит читателя равнодушным.
Сюжет #2 - "Superman and Batman’s Greatest Foes!"
(World’s Finest Comics #88; Июнь 1957)
Сценарист – Эдмонд Гамильтон / Художник – Дик Спранг
Весьма зрелищная история о самом первом крупном поединке между нашими героями и их заклятыми врагами. Джокер и Лекс Лютор решили стать послушными гражданами. Супермен и Бэтмен чувствуют в этом какой-то явный подвох и заводят по этому факту совместное расследование.
Дик Спранг (художник): «Я получал огромное удовольствие, работая над этим комиксом. Наряду с Суперменом, которому подвластно буквально все, и Бэтменом с его уникальным интеллектом и отличными детективными навыками, было также здорово получить в свое распоряжение и моего самого любимого злодея - Джокера. Без явной скромности скажу, что многим читателям очень нравились наши сюжеты, так как в них супергерои всегда находили выход из любого положения. Сейчас же оригинальных сюжетов практически нет, а все известные супергерои только и делают, что постоянно дерутся друг с другом. На мой взгляд, всё это ужасно бессмысленно».
Сюжет #3 - "Batman -- The Superman of Planet X!"
(Batman #113; Февраль 1958)
Сценарист - Франц Геррон / Художник – Дик Спранг
Сюжет таков: Земная реальность Брюса Уэйна внезапно меняется, когда он попадает на планету Зур-Эн-Арр, где приобретает такие же силы, как у Супермена. Там же он сталкивается со своей параллельной версией Тлано, что в итоге повлияет на весь ход событий.
Также можете ознакомиться с замечательной адаптацией этой истории в эпизоде “The Super-Batman of Planet X!” мультсериала Batman: The Brave and The Bold (2008 - 2011).
И, конечно, стоит упомянуть известного шотландского сценариста Гранта Моррисона, который использовал этот же сюжет в своем комиксе «Batman: R.I.P.» (Batman #676 - 681; 2008) и подробно проанализировал в нем весь жизненный цикл Бэтмена с психологической точки зрения.
Сюжет #4 - “The Batman Nobody Remembered”
(World’s Finest Comics #136; Cентябрь 1963)
Сценарист - Билл Фингер / Художник – Джим Муни
Фантасмагорическая история, в которой люди из близкого окружения Бэтмена по какой-то причине перестают его узнавать. Единственный, кто способен исправить такое чрезвычайное положение дел - Супермен.
Первую часть можем завершить комиксом “DC: The New Frontier” (6 выпусков; 2003 – 2004), в котором известный канадский сценарист и художник Дарвин Кук рассказал оригинальную историю о том, как обычные люди и супергерои в послевоенные годы (1950-е и 1960-е) отбрасывают в сторону все свои разногласия и объединяются вместе перед лицом глобальной инопланетной угрозы.
Перед тем, как перейти к следующей части, несколько заключительных слов от автора комикса.
Дарвин Кук: «Мне очень хотелось сделать эту историю более эмоциональной и передать чувство неподдельного старомодного героизма, свойственного супергероям того времени. Ведь это же ужасно, что сегодняшний мир настолько циничный, что в нем почти не осталось места для идеальных героев. А ведь такие мифологические архетипы, как Бэтмен и Супермен, по-настоящему могут показать нашим детям правильный моральный вектор для их духовного развития».
Продолжение следует...
Материалы по теме
Новые постеры и видео: «Бэтмен против Супермена» и его мэшап со «Звездными войнами»
17 декабря 2015 / Редакция THR RussiaГенри Кавилл, Бен Аффлек и Гал Гадот опубликовали снимки своих героев, а Зак Снайдер в очередной раз смешал кинокомикс с космической сагой.
КомментироватьНовая жизнь компании DC Comics
07 января 2016 / Борис КитTHR побывал в старом и новом офисах студии, понаблюдал за переездом в штаб-квартиру Warner Bros. и увидел экспонаты вселенной DC — от первых номеров «Супермена» и «Чудо-женщины» до рисунков бэтмобиля. Фанаты, завидуйте!
Зак Снайдер о «Человеке из стали»: «Если вы фанат комиксов, то знаете, что я ничего не менял»
08 февраля 2016 / Редакция THR RussiaРежиссер «Бэтмена против Супермена» ответил на критику и заявил, что следует духу первоисточника.
Новый трейлер: «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»
12 февраля 2016 / Редакция THR RussiaЭффектные разборки, слепое поклонение и «величайший бой гладиаторов в истории» — в боевике Зака Снайдера.
Кристиан Бэйл против Бена Аффлека: На заре мультивселенной
15 марта 2016 / Грэм МакМилланВспомнив историю комиксов DC, THR задумался, хватит ли Warner Bros. духу создать мир, в котором возможны несколько Суперменов и Бэтменов.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: