Рабы не мы

Рабы не мы

Соломон Нортап (Чиветель Эджиофор) был свободным человеком, жил с женой и двумя очаровательными детишками (в дочке, кстати, легко узнается Куавенжаней Уоллис, номинантка на премию «Оскар» прошлого года за «Звери дикого юга»), играл на скрипке и наслаждался походами по магазинам. Пока на его пути не встретились хитрые дельцы, которые обвели его вокруг пальца и продали в рабство в южные штаты, где он и провел следующие «12 лет рабства».

Разумеется, никаких внезапных поворотов сюжета здесь ждать не приходится, и если бы дело ограничилось лишь рассказанной историей, этот фильм вполне мог бы стать заурядной драмой, повествование, хоть и довольно меланхоличное, вполне выдерживает градус душещипательности на протяжении двух часов.

Вкуса этому на первую пробу довольно пресному и перетертому супу добавляют герои, которые мелькают почти эпизодически. Сумасшедший жестокий надсмотрщик Тибитс (Пол Дано) скрипит песком на зубах. Рабовладелец Форд (Бенедикт Камбербатч), воспринимающий свой статус почти как вину, легшую ему на плечи от рождения, — ложка меда. Торговец рабами Фриман (Пол Джаматти) — кусок тухлой рыбы.

Очередь доходит и до мистера Эппса (Майкл Фассбендер), благодаря которому это блюдо превращается в практически шедевр высокой кухни. Это, пожалуй, самый удивительный персонаж Фассбендера за всю его карьеру. Да и в целом кинематограф давно не знал такого объемного злодея — он вышел потрясающе рельефным, живым, ярким, страшным. И невероятно жалким.

Его постоянные метания между абсолютной властью над другими людьми и бессилием перед женой (бесподобная Сара Полсон), которая даст фору самому отвратительному работорговцу, отлично передает и картинка. Причем на это работает как смена планов, так и свет, костюмы, и даже грим. Если в первых эпизодах Эппс предстает красавцем, безусловным властелином, крепко стоящим на ногах и «умеющим усмирить нигеров», то дальше земля под ним все больше раскачивается, элегантную шляпу на голове сменяет нелепо повязанный носовой платок, а под глазами отрастают мешки.

С картинкой тут вообще дела обстоят удивительно. Оператору Шону Боббиту удалось создать такой визуальный ряд, который сделал бы шедевр из этого фильма даже без Фассбендера, МакКуина и самого Соломона Нортапа с его мемуарами. Его картинка — это поэзия, с невероятно красивыми метафорами (красные лопасти парохода, на котором везут рабов на юг, постепенно превращаются в кровавый поток, стекающий по экрану жирной волной), захватывающими дух пейзажами и рефреном багровых сумерек.

Видеоряду помогает и аудио, хотя половину его прелести скрыл дубляж: трепещущие на низких нотах песни безжалостно перекрывают коллективную молитву, свист плетки рассекает жужжащий южный воздух, звон цепей сковывает сердце.

В общем, как минимум пяти номинаций на «Оскар» эта картина достойна — более удачного сочетания крючков, на которые обычно попадаются академики, и достойной обертки для них найти сложно даже среди победителей последних лет.

Материалы по теме

  • «Движение» началось с «Восьмерки»

    24 апреля 2014 / Эвелина Гурецкая

    Национальный кинофестиваль дебютов открылся в Омске картиной Алексея Учителя, поставленной по повести Захара Прилепина.

    Комментировать
  • Рецензия: «Любовь» Гаспара Ноэ

    22 июня 2015 / Алиса Амблар

    История душераздирающей страсти безликих героев снята французским режиссером без особых изысков.

    Комментировать
  • Рецензия: «Терминатор: Генезис» с Арнольдом Шварценеггером

    30 июня 2015 / Илья Миллер

    Отчаянная и обреченная попытка вдохнуть жизнь в заржавевшую франшизу.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus