Реценнзия: «Экстаз» Гаспара Ноэ

Реценнзия: «Экстаз» Гаспара Ноэ

В этой академии современного танца учатся только лучшие. Сегодня у них выпуск, и они решают отдохнуть по полной, отдаваясь танцу целиком. Само собой, только танцем дело не ограничится, и в ход пойдет немало сангрии. В какой-то момент вечеринку совсем уносит с катушек, и происходящее начинает напоминать не последнюю ночь вместе, а последнюю ночь на земле.

Гаспар Ноэ известен своими провокационными лентами, и «Экстаз» здесь – не исключение. Пожалуй, самое главное, что отмечает этот фильм – невероятно ловкая игра с ощущениями зрителя: в определенные моменты картина способна не на шутку встревожить, рассмешить или заворожить минимальным набором средств. При этом картина несколько раз меняется даже на уровне жанра, кочуя от разговорной комедии до бессловесной фантасмагории.

Игры ведутся даже на уровне титров, которые вполне могут появиться прямо в середине фильма – и даже сыграть определенную роль в повествовании. В одной из открывающих сцен небольшой телевизор обрамляет множество книг и видеокассет, чьи корешки можно прочитать – так Ноэ недвусмысленно показывает источники своего вдохновения (из которых, кстати, уже можно делать определенные выводы). Невероятное внимание к деталям: от идеально выраженного через музыку настроения до освещения и операторской работы.

Повествование скачет от момента к моменту, от героя к герою, выстраивая удивительно целостную картину. Зрителя знакомят с героями, дают общую картинку, раскрывают всех получше и медленно, словно по спирали, начинают погружать в пучины безумия. Переходы между по сути разножанровыми отрывками происходят довольно плавно, не цепляясь за какие-то зарубки, хотя буквально 5-10 минут могут отделять типично комедийные сценки от чего-то на уровне хорошего триллера.

Говорить о сюжете здесь практически бесполезно: номинально он, конечно, есть (по слухам, в начале съемок сценария было около страницы), но дело далеко не в нем. Куда важнее именно эмоциональный фон происходящего и те ассоциации, что будут возникать по ходу событий. Не в последнюю роль свое играют и танцы: для картины отбирали профессиональных танцоров, и по их пластике это очевидно. Единственный постановочный танец, снятый в самом начале, невероятно завораживает своей техничностью – причем речь не только о хореографии, но и о самих съемках.

Дальнейшие же танцы не менее интересны, хотя в них и происходит чистейшее самовыражение актеров. За счет этого достигается зашкаливающий градус интимности: при том, что в целом ничего слишком жестокого или откровенного в кадре нет, местами остается чувство, что увиденное близко по содержанию то ли к порнографии, то ли к снафф-видео. Конечно, не последнюю роль в этом играют и откровенные разговоры между героями, позволяющие выстроить в голове характеры и образы всех задействованных танцоров.

Аутентичная музыка 90-х (Dopplereffect, Daft Punk, Aphex Twin, Suburban Knights и другие), фирменное безумие Ноэ, танцы и та самая сангрия вместе создают невероятно мощный коктейль, действие которого на каждого отдельного человека предсказать трудно. Кто-то останется в диком восторге, кто-то вряд ли выдержит больше получаса. Фактом же остается то, что это действительно необычный, свежий, прекрасный, страшный и невероятный фильм – возможно, один из самых ярких в этом году.

«Экстаз» в российском прокате с 11 октября.

Материалы по теме

  • «Экстаз» обзавелся локализованным трейлером

    08 августа 2018 / Редакция THR Russia

    Новая картина Гаспара Ноэ появится в кинотеатрах России этой осенью.

    Комментировать
  • Новый трейлер «Экстаза» Гаспара Ноэ

    15 августа 2018 / Редакция THR Russia

    Танцы и безумие в новом фильме с Софией Бутеллой.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора