Рецензия: «Человек на Луне» Дэмьена Шазелла

Рецензия: «Человек на Луне» Дэмьена Шазелла
Кадр из фильма «Человек на Луне»

Дэвид Руни, американский THR

Драма от режиссера «Ла-Ла Ленда» не дает ни одной причины сомневаться в успешности миссии NASA «Апполон-11» по высадке астронавтов на спутник Земли. Ведь даже несмотря на серию неудачных попыток, лента все же называется «Человек на Луне». Поэтому явная заслуга кинематографистов и Райана Гослинга, великолепно исполнившего роль Нила Армстронга, в том, что, несмотря на всю созерцательность, фильм заставляет сопереживать его героям и держит в напряжении. А также ошеломляет уровнем технического исполнения.

Это поразительно интеллигентное развлечение, которое не только рассказывает о ключевом для Америки событии, но и расширяет тональный диапазон Дэмьена Шазелла, показавшего универсальность своего таланта в «Одержимости» и «Ла-Ла Ленде». А что еще важнее — избегает искушения погрузиться в квасной патриотизм, обычно неизбежный при изображении таких эпохальных событий на экране.

Сценарий Джоша Сингера, основанный на биографии Армстронга 2005 года за авторством Джеймса Р. Хансена, доступно и понятно воспроизводит жаргон аэронавтики. Это помогает зрителю с головой погрузиться в 1960-е — ключевую для исследования космоса эпоху. Не забывает Сингер и про сдержанный юмор, большая часть которого приходится на этап подготовки к полету, когда начинают вырисовываться яркие персонажи второго плана.

Кадр из фильма «Человек на Луне»

Фильм открывает невероятно волнительная сцена, в которой Армстронг совершает тестовый полет на высоту 42 километра, покидая и возвращаясь в земную атмосферу, и едва не погибает на обратном пути. Шазелл мгновенно воскрешает в памяти образы великих фильмов об исследовании космоса — от «Парней что надо» до «Гравитации», наполняя кинозал адским грохотом. Будто консервная банка мчится посреди пустоты, напоминая нам о всей хрупкости космических кораблей той эпохи. Еще одной повторяющейся деталью становится то восхитительное спокойствие, воцаряющееся, когда Армстронг покидает атмосферу. В таких сценах режиссер доводит все великолепие внезапной тишины до оглушающего эффекта.

Больше всего в сценарии цепляют его прекрасно выписанные персонажи. Армстронг показан скромным, даже смиренным человеком, а вовсе не смельчаком, ищущим славы, которых мы привыкли видеть в кино. Хрупкий внутренний мир астронавта не может полностью восстановиться после смерти маленькой дочери Карен из-за опухоли головного мозга.

На протяжении всего лечения Нил, мыслящий как инженер, относится к болезни дочери рационально. Когда же решения не находится, часть его закрывается навсегда, даже от любимой жены Дженет. Последнюю играет Клер Фой, чье впечатляющее выступление полностью избегает любых клише. Ей одновременно удается продемонстрировать и эмоциональную поддержку, и твердость характера, и даже прямолинейную любознательную натуру.

Кадр из фильма «Человек на Луне»

Гослинг сознательно приуменьшает свою естественную харизму, чтобы показать человека, всего лишь выполняющего свою работу со всей возможной серьезностью и без всякого тщеславия. Меньше всего его Армстронг стремится остаться в истории, и потому из-за своей молчаливости он так тушуется перед прессой, которой нужны громкие слова. Этот персонаж оказывается прямо противоположен стандартным голливудским идеям о том, каким должен быть герой подобного рода и столь огромной исторической значимости.

Воссоединившись с оператором «Ла-Ла Ленда» Линусом Сандгреном, Шазелл использует ручную камеру и быстрый монтаж, чтобы передать все давление на героя как дома, так и в космосе. Но это не бросается в глаза, изображение не дрожит. Главная тенденция фильма — сдержанно показать важное, а не демонстрировать броское — особенно заметна в работе над эпохой художника-постановщика Нэйтана Краули и костюмера Мэри Зофрис.

А тихое величие драмы во многом обязано мелодиям Джастина Гурвица. От нежных мелодичных пассажей он переходит к ретро в духе Джерри Голдсмита (обладатель «Оскара» за музыку к «Омену», — THR) и буквально взрывается со всей мощью на сценах прилунения. Архивная версия события, как Армстронг стал первым человеком, оставившим свои следы на поверхности спутника Земли, отпечатана в бесчисленных воспоминаниях. И магия прекрасного фильма Шазелла заключается в том, что он позволяет нам лично пережить это важное событие.


Ольга Белик, россиский THR

«Человек на Луне» — картина, важная для американцев, но абсолютно проходная для всех остальных. И поэтому американская критика отзыается о ней с восторженным придыханием, восхваляя и Гослинга, и Шазелла — тогда как ты сидишь и скучаешь, и  не понимаешь, зачем это все после Куарона и, не побоюсь этого слова, Клима Шипенко. Потому что Шазелл при всем блокбастерном студийном замахе снял очень камерный авторский фильм — не столько про космическую миссию, сколько про то, как Нил Армстронг справлялся с потерей дочери. Когда малышка умерла от рака, Армстронг, всплакнув, записался на участие в «Проекте Джемини» и с головой погрузился в «Миссию: невыполнима». Всю картину он существует как бы отстраненно ото всех, включая самых близких — и только на Луне закрывает гештальт. Этот полет стал для него своего рода терапией — ну, если верить Дэмьену Шазеллу — которую он прошел вопреки всему: народным протестам против гигантских бюджетных трат «на Луну», гибели товарищей-астронавтов и страху жены потерять его. Стоило ли оно того — неизвестно. В масштабах человечества и политики — безусловно. Но что касается маленькой жизни — в финале Армстронг и жена не могут сказать друг другу и слова.

Тот неловки и одновременно гордый момент, когда понимаешь, что после нашего «Салют-7» новый фильм Шазелла выглядит как-то жалко и занудно. Вот разве что ракеты устрашающе скрежещут, стучат, трещат, скрипят и стонут — так, как будто готовы развалиться прямо у тебя на глазах. Ужас и клаустрофобия, в которых космонавты совершают свои подвиги, режиссер передал на «ура». Но при этом умудрился рассказать какую-то затянутую драму человека, удочерившего Луну в своем сознании — на которой периодически хочется заснуть или выйти из зала.

Гослинг здесь по-прежнему включает «молчаливого Райана»: его Армстронг по большей части вздыхает, сжимает челюсти и молча пакует чемоданчик в последний, возможно, путь. У Клэр Фой есть всего одна мощная сцена, когда она требует у мужа включения в жизнь детей перед опасным полетом — а так это очередная жена астронавта, сыграть которую мог кто угодно: хоть Эмбер Херд, хоть Светлана Ходченкова, хоть Бенедикт Камбербатч. Самый накал эмоций и характера, пожалуй, выдает Джейсон Кларк в роли одного из участников «Проекта Джемини» — его астронавт получился суровым брутальным семьянином, готовым при этом отдать долг Родине.

И в итоге мы смотрим картину о том, что подвиги обычно совершаются как побочный эффект каких-то других жизненных целей. Это было бы интересной трактовкой и художественным подходом, если бы режиссер так не увлекся своей идеей и не привел нас за два с копейками утомительных и скучных часа к совершенно опустошающему финалу. 

«Человек на Луне» (First Man)

UPI / США / Режиссер: Дэмьен Шазелл / В ролях: Райан Гослинг, Клер Фой, Кори Столл, Пабло Шрайбер, Киран Хайндс, Кайл Чандлер, Джейсон Кларк / Премьера 11 октября

Материалы по теме

  • Дэмьен Шазелл: «Даже не представлял, что мы получим столько номинаций»

    26 января 2017 / Редакция THR Russia

    Создатель фильма «Ла-Ла Ленд» может стать самым молодым кинематографистом, который выиграет «Оскар» в номинации «Лучший режиссёр».

    Комментировать
  • Венеция 2018: «Человек на Луне» Дэмьена Шазелла откроет фестиваль

    19 июля 2018 / Редакция THR Russia

    Картина с Райаном Гослингом в роли Нила Армстронга будет также участвовать в конкурсе Венецианского кинофестиваля.

    Комментировать
  • Торонто 2018: Роберт Паттинсон и Райан Гослинг в космосе

    12 сентября 2018 / Ольга Белик

    А Ксавье Долан заставил Кита Харингтона писать письма 11-летнему мальчику.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора