Рецензия: «Без меня» Кирилла Плетнева

Рецензия: «Без меня» Кирилла Плетнева
Кадр из фильма «Без меня»

Эмилия Деменцова

Природа кино схожа с переменным током, полярность которого постоянно изменяется. Кирилл Плетнев в своем режиссерском дебюте «Жги!» о надзирателях и заключенных, сливающихся в едином музыкальном порыве, точно уловил жанровые и эмоциональные синусоиды, удерживающие зрителя у экрана вплоть до финальных титров. В новом фильме «Без меня» режиссер от жанра драмеди ушел к драме, от карнавала к камерности, от искристости к искренности, не изменив, однако, дебютному девизу-обязательству, – «экраном жечь сердца людей».

 «Жги!» отличался уверенностью постигшего азы профессии не только во ВГИКе, но и на многолетней практике актерской работы, режиссера. «Без меня», напротив, подкупает своими сомнениями и поиском чистой интонации в очень интимном разговоре о жизни после смерти. Не о мистике речь (хотя и без нее в фильме не обойдется), а о правде жизни, с которой трудно свыкнуться, навсегда теряя близких, любимых, незабвенных. Сюжет, сочиненный специалистом по «Изменам» Дарьей Грацевич, вдохновлен «Любовником» Валерия Тодоровского и «P.S. Я люблю тебя», основанным на бестселлере Сесилии Ахерн. Это история о Кире и Ксении, потерявших из-за Лариски-разлучницы одного на двоих возлюбленного Диму. Лариской Дима называл раковую опухоль, поселившуюся у него в голове. Другие две женщины его жизни прочно обосновались в сердце, раздираемом любовью и смятением. «Ибо сильна, как смерть, любовь» гласит «Песнь песней Соломона», и вот наперекор и вопреки неоспоримому, обе вдовы начинают получать смс и другие сигналы от того, кто, казалось бы, находится вне зоны действия сети... Послания толкают двух враждующих подруг по несчастью отправиться в путешествие на юг: к исчезнувшему, к правде, к морю.

Кадр из фильма «Без меня»

Название фильма неоднократно менялось: от «Идеальных» к «Неидеальным», остановившись на безоценочном, но точном «Без меня». Впрочем, учитывая, что Плетнев оказался в ситуации «срочного ввода», сыграв в фильме одну из ключевых ролей, без него эта история не обошлась во всех смыслах. Присутствие режиссера в пространстве собственного замысла придает кинополотну дополнительную, не просчитанную в сценарии сопричастность. Режиссер, доказавший свое мастерство в составлении женских актерских дуэтов, словно бы дирижирует своими героинями в кадре одним взглядом или наклоном головы. Впрочем, «Без меня» - это фильм крупных планов, положенных на гармонично подобранный плейлист, в котором рэп, Земфира и Илья Лагутенко органично уживаются друг с другом. Семь нот – это и есть свобода. Это слово выхватывается камерой крупным планом, становясь паролем фильма.

Музыка здесь не фон, но спутница героинь. Одна из них - композитор, утратившая вдохновение из-за бывшего бойфренда, изменившего ей под музыку ее собственного сочинения. Так сюжет «Без меня» окрашивается трагикомичностью нашей жизни. На протяжении роуд-муви от Москвы до Краснодарского края что только не переживут и не перечувствуют две непохожие, не принимающие образ жизни друг друга героини. Доминанта фильма, кардинально изменившая имидж Полина Максимова и тепличная, монохромная Любовь Аксенова в конце пути оказываются не соперницами, но двумя главами одной книги жизни, которую так изобретательно и тонко сочинил персонаж Риналя Мухаметова.

Пусть рациональное начало фиксирует условности, театральность, упрощения и рояли в кустах (в прямом смысле слова), но терапевтическая сверхзадача компенсирует многие несовершенства фильма. Несмотря на траурную тему, «Без меня» наполнен дыханием жизни. По статистике первые три дня после похорон самые мучительные. На это время приходится самое высокое число самоубийств. «Без меня», вместивший три дня не жизни, но выживания героинь, отчаянно поет гимн всему сущему: от бескрайних дорог и огней неспящего города до простых людей с их непростой жизнью. Этот фильм не боится клейма банальности и ждет от зрителя не сочувствия, но сочувствования.  Обе героини дойдут до последней точки, до самого края, но не шагнут в бездну, вовремя осознав не столько чеховское книжное, сколь выстраданное – «Надо жить!»

Кадр из фильма «Без меня»


Григорий Черагин

У Киры (Полина Максимова) и Димы (Риналь Мухаметов) были идеальные любовные отношения — завтраки в постель, совместные прыжки с парашютом, поездки к морю и тотальная идиллия. Казалось, что такой гармоничной паре, которая много лет провела вместе, ничего не может навредить. Однако, всё было прекрасно ровно до тех пор, пока Дима на заправке не повстречал Ксюшу (Любовь Аксенова) — милую, скромную, тихую девушку — полную противоположность Кире. Дима уходит к Ксюше, но и новый союз не продлится долго — герою ставят смертельный диагноз. После смерти Дима оставляет двум возлюбленным квест, проходя который они узнают себя, друг друга и пытаются справиться с трагедией.

«Без меня» — второй полнометражный фильм Кирилла Плетнева, в котором он также исполнил одну из второстепенных ролей. Это история для тех, у кого хоть раз в жизни были серьезные отношения, иначе главная нить — потеря любимого человека — может попросту пройти мимо. Картина, мягкая и нежная,при этом старается передать самые мрачные человеческие эмоции.

Кадр из фильма «Без меня»

Плетнев решил не только поиграть на новой для себя территории и рассказать историю переживания трагедии от лица двух женщин, но и поработать в не самом популярном у нас в стране жанре роуд-муви. Дорога в «Без меня» не только играет роль пути и развития героев, но также служит символом метафизической свободы, которую две девушки должны обрести после смерти любимого. Сам режиссёр рассказывал, что специально избегал во время съёмок названий населенных пунктов и дорожных знаков, чтобы показать, что у такой истории нет времени и границ.

На передний план картины, в которой, по сути, всего три героя, должна выходить актерская игра. Максимова играет в совершенно новом для себя амплуа дерзкой и роковой женщины, а Аксенова, наоборот, традиционно для себя исполняет роль милой и нежной. У актрис прекрасно получается противостоять друг другу на экране. У обеих совершенно разная внешность, мировоззрение, стиль жизни — даже их возлюбленный говорил, что они совсем не похожи. Однако их персонажи подаются чересчур нарочито и грубо — характер каждой из них возводится в абсолют, от чего чувство реального человека стирается.  

Кадр из фильма «Без меня»

Музыка к фильму подобрана весьма органично, но она, вторя основному посылу, продолжает давить на первичные эмоции и заставить зрителя загрустить и заплакать. Все, что показывает нам Плетнев, снято гладко и сладко, но при просмотре чувство, как будто все сделано по учебнику и по инструкции, не покидает.  

«Без меня» будто соткан из штампов — шаблонные герои, шаблонные любовные отношения, шаблонные мысли каждой из двух героинь. За этим всем скрыт сам режиссёр, который не сумел придать персонажем должной человечности. При этом, новая мелодрама Плетнева может стать успешной и популярной у зрителя, несмотря на не самые теплые отзывы критиков — она давит на эмоции, вызывает горечь и сопереживание.

«Без меня» в прокате с 11 октября.

Материалы по теме

  • Мужчина между ними: съемки фильма «Идеальные»

    24 марта 2018 / Михаил Рузманов

    В центре второй режиссерской работы Кирилла Плетнева вновь два женских персонажа.

    Комментировать
  • Кирилл Плетнев: «Я пока не наигрался в две вещи – комедии и фильмы про любовь»

    11 октября 2018 / Александр Фолин

    THR поговорил с молодым режиссёром и выяснил, как он работает с женскими образами,  почему решил заняться режиссурой и собирается ли продолжить актерскую карьеру.  

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора