Охота на лис: история 20th Century Fox

Охота на лис: история 20th Century Fox
Панорама студии 20th Century Fox в 1955 году

В переживаемую нами сейчас эпоху мегаслияний и поглощений история зарождения 20th Century Fox, одной из первых голливудских студий, вызывает интерес не только у профессионалов. Компания появилась в 1933 году под названием Twentieth Century Pictures и была профинансирована боссами MGM (студии Metro-Goldwyn-Mayer, основанной в 1924 году, — THR) — ее президентом Николасом Шенком и директором Луисом Б. Майером, искавшим работу своему амбициозному зятю-продюсеру Уильяму Гетцу (устраивать к себе по блату — коллеги не поймут).

Майер и представить не мог, что маленький побочный проект скоро перерастет в грозного конкурента их собственной компании. Возглавить кинопроизводство Шенк и Гетц предложили Дэррилу Зануку, прошедшему путь от сценариста историй про овчарку Рин Тин Тина до одного из самых маститых продюсеров Warner Bros. (там он и заработал репутацию человека, не пропускающего ни одной юбки). В последующие годы Занук сыграет одну из важнейших ролей в становлении и развитии американской киноиндустрии.

Обозреватель светской хроники Хедда Хоппер и продюсер Дэрилл Занук

***

Спустя всего год после основания новички неожиданно для всех смогли взять номинацию на «Оскара» за фильм «Дом Ротшильдов» с бывшей звездой Warner Bros. Джорджем Арлиссом в главной роли. Еще через год вышла драма «Отверженные» по роману Виктора Гюго — еще одна номинация. Несмотря на кризисную ситуацию в США, дела у небольшой кинокомпании с каждым годом шли все лучше.

Знаменитое «поглощение», которое подарило миру 20th Century-Fox (тогда в названии был дефис), произошло в 1935 году. Будучи на грани банкротства, детище бизнесмена Уильяма Фокса Fox Film Corporation стала частью Twentieth Century Pictures. Сам он на тот момент был уже списанным игроком, имел проблемы с законом и даже побывал в тюрьме. Однако у Фокса под контрактами находились три звезды бокс-офиса — Уилл Роджерс, Джанет Гейнор и Ширли Тэмпл.

Такой актерский состав в 1930-e сулил хорошие сборы в прокате. Но почти сразу после образования новой компании Роджерс, увлекавшийся самолетами и кругосветными путешествиями, погиб в авиакатастрофе. Статус ведущей актрисы у Гейнор постепенно снижался, а от кудряшки Ширли Занук никогда не был в восторге, хотя ее обожала вся Америка.

Ширли Темпл стала одной из самых высокооплачиваемых актрис США во время Великой депрессии. После завершения актерской карьеры она занялась политикой, став видным американским дипломатом и послом.

Решив не идти на поводу у публики, продюсер подписал трех звезд — все того же Арлисса, Лоретту Янг из Warner Bros. и Констанс Беннетт. Затем под контракты попали совсем неизвестные на тот момент Элис Фэй, Дон Амичи, Тайрон Пауэр, Генри Фонда и олимпийская фигуристка Соня Хени. К концу 1930-х они почти все стали тяжеловесами бокс-офиса и принесли 20th Century-Fox целое состояние.

***

Методы работы Дэррила Занука были сродни тренеру в футбольной команде: он всегда имел несколько актеров и актрис в запасе на случай, если главные звезды начнут капризничать, увлекутся алкоголем или наркотиками, а то и вовсе умрут. Бетти Грэйбл, например, была нанята, чтобы не расслаблялась Элис Фэй, хотя в 1940-е она все-таки уступит длинноногой блондинке пьедестал большой звезды кинокомпании.

Стоит отметить, что сегодня Занука, без сомнений, распяли бы за его поведение — по словам современников, он постоянно подбирал юных старлеток через постель, и если они отказывались, то на их карьере ставился жирный крест. Элис Фэй не выдержала унижений и покинула компанию.

Когда началась Вторая мировая война, 40-летний Занук неожиданно для коллег решил бросить все и поехать воевать с нацистами. Американские войска в 1942 году еще не участвовали в наземных операциях, и богемного голливудского продюсера отправили в лондонский штаб, где он пережил несколько бомбежек в бункере и вернулся домой.

Драма 1947 года «Джентльменское соглашение» c Грегори Пеком впервые подняла тему антисемитизма в кино. Фильм взял три премии «Оскар»

Оказавшись вновь в Лос-Анджелесе, Занук возомнил себя героем и принялся менять творческие принципы компании: теперь они будут снимать только серьезное кино. Так на экранах появились драмы Джона Форда «Молодой мистер Линкольн» и «Гроздья гнева», высказывание Элиа Казана на тему антисемитизма «Джентльменское соглашение», «Змеиная яма» о психиатрических лечебницах и «Пинки», в которой речь шла о расовых предрассудках.

Все эти фильмы поднимали важные темы и имели коммерческий успех. Провалился только байопик про Вудро Вильсона: прессе не понравилось, что историческая драма явно агитировала за Франклина Рузвельта, чья избирательная кампания как раз шла в момент релиза.

Кадр из фильма «Гроздья гнева» режиссера Джона Форда, единственная экранизация романа Джона Стейнбека

***

Режим Занука прекратился в 1956 году. Он покинул FOX и перебрался во Францию, где продолжил крутить романы с юными актрисами и продюсировать независимое кино. В последующие годы студия приглашала его на разные проекты, даже утверждая его любовниц вроде Беллы Дарви и Жюльет Греко на главные роли.

Из французского отпуска он вернулся в начале 1960-х и сразу же пролоббировал своего сына Ричарда на пост президента компании. Именно на период правления Занука-младшего пришелся первый большой провал студии — пеплум «Клеопатра». Картина стала самой дорогой в истории по состоянию на 1963 год и считается одной из крупнейших финансовых неудач кинематографа.

Суммарный бюджет проекта составлял $44 млн, из которых $31 млн пошел непосредственно на производство, а оставшиеся средства были потрачены на рекламу и печать копий. В эту сумму не входят еще $5 млн, потерянные в связи с неудачным началом съемок в Англии в 1960–1961 годах. Эпик с Элизабет Тейлор хоть и стал одним из самых кассовых по итогу года, но не смог полностью окупить баснословные затраты.

Лиз Тейлор на съемках «Клеопатры» в 1963 году. Рядом с ней ее муж Эдди Фишер и режиссер картины Джозеф Манкевич.

***

Все успехи фильмов 20th Century-Fox в 1960-е вообще были по большому счету случайными: в экранизацию мюзикла «Звуки музыки» никто не верил, но картина имела мировой успех и собрала $286 млн, «Планета обезьян» превратилась в золотую жилу, которая до сих пор приносит деньги. Младшему Зануку приходилось уговаривать инвесторов и коллег поверить в «Военно-полевой госпиталь MASH», «Паттон» и «Французского связного» — теперь же это классика мирового кино. Ошибкой были лишь попытки повторить успех «Звуков музыки» — фильмы «Хеллоу, Долли!», «Доктор Дулитл» и «Тора! Тора! Тора!» ничего, кроме гигантских убытков, после себя не оставили.

Мюзикл Джина Келли «Хелло, Долли!» с Барброй Стрейзанд стал одним из самых убыточных в истории Fox — при бюджете в 25 миллионов, он собрал всего 26

Занук-старший уволил сына в 1970 году и тем самым начал войну за власть между ними, которая по итогу привела к уходу из компании обоих. Ричард проклял отца и нанялся в Warner Bros. на должность исполнительного вице-президента. Занук-старший пережил два сердечных приступа, отошел от дел и умер в 1979-м.

Одним из самых заметных продюсеров компании стал Алан Лэдд — младший, во многом благодаря которому у FOX появилась первая часть «Звездных войн». Именно он уговаривал президента Джорджа Стулбарга поверить в Джорджа Лукаса и его проект. Однако проницательный Лэдд был в команде недолго — в конце 1970-х он покинул студию и основал свою компанию, которая спродюсировала «Бегущаго по лезвию» и «Полицейскую академию».

Один из первых показов «Звездных войн» в кинотеатре Avco Centеr в Лос-Анджелесе. В афише также повтор второй серии «Крестного отца».

***

Покупка Рупертом Мердоком легендарной киностудии в 1984 году наконец-то принесла ей стабильность, по крайней мере на тот период. Удивительно, что 20th Century Fox спустя почти 80 лет сумела удержаться на плаву, оставаясь одним из лидеров киноиндустрии Голливуда.

Еще одна неизменная и не менее важная деталь в ее истории — всемирно известные фанфары в заставке студии, сочиненные Альфредом Ньюманом в 1934 году. Эта легендарная тема до сих пор открывает почти каждый фильм FOX. Будет ли традиция продолжаться под руководством Walt Disney?

Сделка века официально состоялась этим летом. Disney заплатила невероятную сумму в размере $71,3 млрд, и один медиагигант поглотил другой, что происходит в наше время постоянно. Вот только голливудский мейджор — это не инвестиционная компания, и для очень многих самых обычных людей это, безусловно, конец эпохи.

Лиз Тейлор и Руперт Мердок. Медиамагнат купил студию 20th Century Fox в 1984 году

Материалы по теме

  • CinemaCon 2018: презентация студии 20th Century Fox

    27 апреля 2018 / Юлия Чарышева-Лоло

    Презентация студии 20th Century Fox завершала мэйджорский блок СинемаКона, и перед ее организаторами стояла сложнейшая задача провести мероприятие так, чтобы оно затмило все остальные. Должны признать, студии 20th Century Fox это удалось.

    Комментировать
  • Сделка века: Disney все же покупает активы Fox

    30 июля 2018 / Редакция THR Russia

    Сделка стоимостью 71.3 миллиарда долларов состоялась спустя долгое время.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus