Рецензия: «Девушка из Дании» с Эдди Редмейном

Рецензия: «Девушка из Дании» с Эдди Редмейном
Кадр из фильма "Девушка из Дании"

Действие новой картины Тома Хупера развивается в ревущие двадцатые в Копенгагене, где жизнь артистической богемы ничем не уступала парижской. Художница Герда Вегенер (Алисия Викандер) просит мужа Эйнара (Эдди Редмейн) заменить натурщицу. Он входит в женское платье, как нож в масло, и вглядывается сам в себя: эта игра ему не просто нравится — он неожиданно совершает переход в свое подлинное состояние.

Придумав себе альтер эго — кузину Лили Эльбе — Эйнар выходит в свет под руку со своей всепонимающей супругой и даже обретает поклонника (Бен Уишоу), который то ли ни о чем не догадывается, то ли просто делает вид. Для Герды эксперимент становится началом успешной карьеры, портреты «Лили» обретают огромную популярность, но мужа она в итоге теряет: находится врач, который соглашается совершить операцию по окончательному превращению Эйнара в женщину.

В основу «Девушки из Дании» легла одноименная книга американского писателя Дэвида Эберсхоффа — далекая от документальной точности биография реального художника Эйнара Вегенера, первого человека, официально сменившего пол под ножом хирурга. Про Лили Эльбе неизвестно почти ничего, и автору пришлось немало додумать — пожертвовать правдоподобием в пользу увлекательности сюжетных деталей.

Книга хорошо продавалась, вышла вторым тиражом в мягкой обложке, была переведена на десяток языков и привлекла неизбежное в подобных случаях внимание голливудских продюсеров. С фильмом на разных стадиях его производства связывали так много имен — как актерских, так и режиссерских (от Томаса Альфредсона и Лассе Халльстрема до Умы Турман и Марион Котийяр), — что становится ясно: перед нами — в первую очередь продюсерский проект, ставка в котором сделана на привлекательный антураж богемной жизни двадцатых, провокационный синопсис и своеобразный саспенс, связанный с поэтапным экранным перевоплощением утонченного господина в элегантную даму.

«Девушка из Дании» не была предметом страсти какого-то одного режиссера, мечтавшего во что бы то ни стало перенести историю на экран, — она родилась в студийном отделе маркетинга и лишь после долгих скитаний попала в руки оскароносца Тома Хупера («Король говорит!»). Возможно, именно поэтому картину без большого успеха показали в конкурсе Венецианского фестиваля — в контексте киносмотра она выглядела слишком коммерческой и просчитанной. А также немного выхолощенной и стерильной — как медицинская палата, в которой Эйнару предстоит сделать волнующий шаг в неизвестность.

Продюсерский интерес к роману Эберсхоффа — часть сегодняшней конъюнктуры: не столько желание продлить историю ЛГБТ-сообщества в далекое прошлое, сколько попытка впрыгнуть в вагон поезда, стремительно следующего в сторону толерантности, вариативности самоидентификаций и избавления от стереотипов. Впрочем, фильм Хупера и тут подвергся строгой критике — за то, что героя-трансгендера сыграл актер, чей паспортный пол совпадает с биологическим (это как если бы чернокожего сыграл загримированный белый).

Тем не менее способность Эдди Редмейна справиться с этой ролью не вызывала сомнений — его интерес и умение передавать крайние психические и физические состояния очевидны. Этот гуттаперчевый актер, который получил «Оскар» за роль гениального колясочника Стивена Хокинга, обладает уникальным сочетанием кротости и нервозности. Перевоплощение в существо, погруженное в сомнения по поводу опорной точки человеческой самоидентификации, не вызывает у него никаких серьезных проблем.

Что касается Алисии Викандер, то в «Девушке из Дании» ей досталась роль отчасти автобиографическая: подобно своей героине, которая поднимается в фильме на новую ступень артистической карьеры, шведская модель и актриса прямо на наших глазах переходит в высшую голливудскую лигу. В числе других заметных участников и украшений картины — открытый гей Бен Уишоу, играющий открытого гея, а также бельгийский актер Маттиас Шонартс.

«Девушка из Дании» (The Danish Girl) / США, 2015 г. 119 мин. Режиссер: Том Хупер. В ролях: Эдди Редмэйн, Алисия Викандер, Туссе Сильберг, Адриан Шиллер, Эмбер Херд, Эмиральд Феннел, Генри Петтигрю. В прокате с 28 января (UPI)

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus