Рецензия: «Дорога на Берлин»

Рецензия: «Дорога на Берлин»
Кадр из фильма «Дорога на Берлин»

«Дорога на Берлин» — фильм, пусть и при­уроченный к дате, 70­-й годовщине По­беды, но в отличие от прочих картин «по случаю» случайным не кажется. В основе сценария Евгения Никишова («Исчезнувшая империя») — по­весть Эммануила Казакевича «Двое в степи», дополненная фрагментами из военных дневников Константина Симонова. В 1948­-м критика ругала произведение Казакевича, в 1962­-м — его экранизацию в постановке Анатолия Эфроса. Тот фильм сочли слиш­ком мрачным и попросили режиссера изменить финал на более оптими­стичный, которому в итоге публика не поверила…

Карена Шахназарова эта предыстория не отпугнула. Вдохновленный успехом картины Николая Лебедева «Звезда» (2002), продюсер решился повторно обратиться к творчеству Казакевича. На должность режиссера Шахназаров пригласил Сергея Попова, выпускника своей мастерской во ВГИКе, поверив в то, что он достойно справится с матери­алом. И разувериться в этом нет при­чин ни у мастера, ни у зрителей.

«Дорога на Берлин» — это, по су­ти, судьба человека. Молодого офи­цера связи Сергея Огаркова (Юрий Борисов), не сумевшего доставить важный приказ в дивизию, как преда­теля приговаривают к расстрелу. Для утверждения и исполнения пригово­ра его отправляют в штаб фронта — в сопровождении конвоира Джурабае­ва (Амир Абдыкалов).

Солдат, действующий по прика­зу, и ослушавшийся приказа офицер будут идти поневоле одной дорогой. Дорогой, которая проверяет не толь ко на выносливость, но и на подлость. Дорогой к Победе, с которой нельзя свернуть. Пойдут они сначала друг за другом, затем — рука об руку, в бою, в пыли, в крови.

Кажется, создатели не ставили пе­ред собой традиционный для кино воп­рос: «Чем удивлять будем?» Здесь нет особых спецэффектов, трюков, «крюч­ков» и медийных лиц. Нет даже музы­ки, кроме музыки войны: выстрелов, разрывов, криков и тишины над наско­ро похороненными однополчанами.

«Дорогу на Берлин» зрелищной картиной не назовешь. В ней нет ни патетики, ни прикрас, ни бодрого геро­изма из песни Леонида Утесова, к ко­торой отсылает его название. «Значит, нам туда дорога…» — пели про Берлин в 1945­м. Но фильм­-то повествует о 1942­-м — об отступлении, хаосе и рас­терянности.

В начале истории в сошедшего с ума солдата с перевязанной головой стреля­ют. Его убивают свои же, чтобы тот не создавал панику. «Дорога на Берлин» — фильм и о том, как легко порой свои стреляют в своих, как война лишает людей примет человечности, оставляя лишь военные знаки различия.

Формально это роуд­-муви, но на­звать его хочется русским термином — военной драмой. Слишком много здесь непереводимо нашего. Дорога, начав­шаяся для лейтенанта с приказа, при­водит его к приговору. Не наслушался еще 20-­летний Огарков свиста пуль, как по нему уже строчит печатная ма­шинка, под копирку выводящая слова «трусость», «дезертирство», «измена присяге». «Давай на выход!» — пото­рапливают конвоиры и отправляют «в расход».

Бумажный формализм, на котором сделан акцент в начале картины, пуга­ет больше, чем сцены с танками и пу­леметами. Но именно этот формализм спасает жизнь Огаркову, которого не могут расстрелять, пока это решение не утвердят в штабе армии. «Распиши­тесь в получении», — говорят осужден­ ному на смерть, вручая копию пригово­ра. Эта бумажка соседствует в кармане его гимнастерки с часами деда — героя Первой мировой. Дедовские часы бу­дут отсчитывать ход Второй мировой, ставшей для нас Великой Отечествен­ной, но точный механизм не покажет, сколько осталось до ее окончания.

«Не знаю», «не смог» сменятся мол­чаливыми подвигами. Бой для Огарко­ва — возможность оправдаться, смыть кровью предательство, в котором его обвиняют. Рядом будут падать земля­ки, прокладывая своими жизнями путь к миру. Услышит свою пулю и Огарков, но она его минует, а лист приговора сменится наградным листом. Пригово­ренный к высшей мере встретит май. Месяц, который навсегда останется По­бедным. И заглавную букву этой Побе­ды не понизят ни время, ни люди, ни предлагаемые обстоятельства.

«Дорога на Берлин» / Россия, 2015 г. Режиссер: Сергей Попов. В ролях: Юрий Борисов, Амир Абдыкалов, Мария Карпова, Максим Демченко, Александр Новик, Артем Лебедев. В прокате с 7 мая («Каропрокат»)

Материалы по теме

  • Рецензия на фильм «Место под соснами»

    16 апреля 2013 / Ксения Рождественская

    Трехчастная сага с глуповатым, но человечным Райаном Гослингом о грузе наследственности и грехах отцов.

    Комментировать
  • Саймон Пегг и Ник Фрост отправляются в загул по пабам в трейлере «Армагеддеца»

    08 мая 2013 / Илья Кувшинов

    Заключительный фильм трилогии Эдгара Райта, в которую входят «Зомби по имени Шон» и «Типа крутые легавые», выйдет в отечественный прокат 1 августа.

    Комментировать
  • Рецензия: «Пятьдесят оттенков свободы» по бестселлеру Э. Л. Джеймс

    08 февраля 2018 / Андрей Писков

    Триллер про супружескую жизнь как завершение эпохи.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus