Рецензия: «Горько! 2» с Сергеем Светлаковым

Рецензия: «Горько! 2» с Сергеем Светлаковым
Постер к фильму «Горько! 2»

Продолжения «Горько!» — самой остроумной русской ленты прошлого года — не могло не случиться хотя бы из-за ее грандиозных кассовых сборов. Хорошим юмором достоинства первой части не ограничивались: фильм Жоры Крыжовникова оказался мощным драматическим высказыванием, гениальным кабацким шлягером, разыгранным как по нотам.

Картина позволяла сначала вдоволь посмеяться над героями, потом, устав, проникнуться к ним сильнейшим омерзением и, наконец, в финале полюбить их такими, какие есть, — сердце щемило, и еще несколько дней невозможно было куда-нибудь деться от звенящего в голове: «Утоли мои печали, Натали, На-та-ли!..»

Все тех же героев мы видим и в продолжении. Борис Иванович (Ян Цапник) — бывший десантник и чиновник геленджикской администрации (он же — тесть из первой части) — проворовался, влез в долги, кинул партнеров и теперь с женой и дочкой скрывается в халупе у новых бедных родственников. Социальное дно оказывается недостаточно глубоким, чтобы спастись от кредиторов, и персонажу приходится перебираться в буквальном смысле под землю.

По результатам удачно приключившегося покушения Борис Иванович сказывается мертвым и из гроба просит домашних предать его тело земле — тихо и по-семейному: «После похорон решу все проблемы». По-тихому, как того хотелось бы всем ближним, посвященным в мнимость покойника, разумеется, не получится.

В юдоль печали вихрем ворвется бывший однополчанин «умершего» Виктор (Александр Робак), который пытается компенсировать скорбящим уход отца и мужа (по этим пунктам он очень преуспеет) и организовать церемонию по-людски. С казацким хором, почетным оружейным салютом и Сергеем Светлаковым.

Часть зрителей (и большинство критиков, игнорировавших отечественные комедии) назвали первое «Горько!» шедевром, другая часть — пасквилем. Но в аутентичности продукта не усомнился никто. Не каждый пил мед-пиво именно на такой свадьбе. Но, хоть бы и по касательной, обмочить усы в культуре русского народного застолья, бессмысленного и беспощадного, успел всякий, живущий в России сколько-нибудь долго. Однако хоронить живого человека доводилось, надо полагать, лишь немногим. Немногим доводилось и таскаться с гробом по острой гальке черноморских пляжей, изумляя отдыхающих (без очевидной сюжетной цели, просто на правах затянувшейся шутки).

Сомнительно и то, что кому-нибудь из зрителей фильма приходилось сжигать, поддавшись минутному настроению, сумку с деньгами. Некоторую естественность этому странному акту добавляет осуществляющий его персонаж: жечь в кадре деньги, дома и машины доверили харизматичному Толяну (Сергей Лавыгин), который выбился из массовки в герои первого ряда и выполняет в новом «Горько!» примерно те же оздоровительные функции, что и крысобелка в сиквелах «Ледникового периода».

Драться южной ночью с ростовыми куклами, нарядившись в костюм Дарта Вейдера, зрителям тоже едва ли случалось. Тем более что сцена, как кажется, создана исключительно ради отсылающей к «Звездным войнам» реплики: «Я твой отец». В новом фильме вообще немало культурных аллюзий: музыкальная тема прогулок с гробом направляет, к примеру, прямиком к ленте «Кин-дза-дза!».

Нет совершенно ничего дурного в цитатах, нарядной операторской работе (новая картина уже не прикидывается «мокьюментари») и похвальном желании режиссера внести жанровое разнообразие (местами это триллер и чуть ли не детектив). Но неплохих черных комедий с хрупким сюжетом много, а цепкое, утробное, простое и страстное, как мычание, «Горько!» только одно.

Первый фильм — карманная энциклопедия русской жизни. Второй — пухлый томик отрезвляющих примечаний, который не только не льстит народонаселению, но и сочувствия к нему не пробуждает. Поскольку на малейшую поверку оказываются не святы даже самые очевидные святыни-скрепы. И воинское десантное братство, и мужская дружба, и любовь, и семья — все пшик — на одной «Натали» и держится. Горько, ну да.

«Горько! 2» / Россия, 2014 г. Режиссер: Жора Крыжовников. В ролях: Сергей Светлаков, Егор Корешков, Юлия Александрова, Ян Цапник, Сергей Лавыгин, Елена Валюшкина, Александр Паль, Валентина Мазунина, Юлия Стадник, Александр Робак. В прокате с 23 октября «(Bazelevs Distribution», «Двадцатый Век Фокс СНГ»)

Материалы по теме

  • История спасения Николая Хомерики, фестивальный опыт Анны Меликян и размышления Владимира Хотиненко об объективности режиссерского жюри

    10 июня 2012 / Елена Слатина

    Конкурсную программу XXIII фестиваля «Кинотавр» впервые оценивало жюри, полностью состоящее из режиссеров. The Hollywood Reporter собрал за круглым столом Владимира Хотиненко, Анну Меликян, Веру Глаголеву, Александра Котта и Николая Хомерики, чтобы поговорить об их отношении к такому эксперименту, памятных моментах фестивалей прошлых лет и о том, как судить собственных друзей.

    Комментировать
  • Извержение без Миллы

    21 февраля 2014 / Ярослав Забалуев

    В прокат выходит фильм Пола У.С. Андерсона «Помпеи», экранизация несуществующей компьютерной игры с гладиаторами и извержением.

    Комментировать
  • Рутгер Хауэр и Джанфранко Рози возглавят жюри кинофестиваля в Локарно

    14 июля 2014 / Редакция THR Russia

    Американский актер станет председателем судейской коллегии конкурса короткометражек.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus