- Главная
- →
Кино- →
Рецензия: «Хэппи-энд» Михаэля ХанекеРецензия: «Хэппи-энд» Михаэля Ханеке
Сергей СергиенкоХолодно-красивая лента, подводящая своеобразный итог творческого пути знаменитого режиссера.Обвал на стройке сводит вместе людей, которые никогда не сошлись бы при других обстоятельствах. Медикаментозная кома матери возвращает тринадцатилетнюю дочь к отцу-хирургу. Виртуозная виолончелистка занимается секстингом в свободное время. А несчастный старик никак не может покончить с собой. Связывают всех этих очень разных людей ни много ни мало родственные связи.
Начало фильма несколько сбивает с толку и одновременно с тем настраивает на нужный лад: вместо стандартных съемок нам показывают прямую трансляцию со смартфона, где до поры неизвестный наблюдатель сначала следит за своей матерью, сопровождая все текстовыми сообщениями, а затем травит собственного хомяка седативными. Ход с экранами гаджетов в фильме всплывает не единожды: будут и видео с ютуба, и переписка в чатах, и окна фейсбука – зрителю остается лишь участвовать в добровольном акте вуайеризма. Михаэль Ханеке и раньше интересовался технологиями (вспомнить, к примеру, «Видео Бенни» 1992 года), но здесь этот интерес словно выходит на новый уровень: сюжет отчасти крутится на странном противопоставлении цифровой и реальной жизней. И, как и положено у Ханеке, обе они несколько «холодные»; цифровая кажется даже более живой и реальной, и контраст между яркими эмоциями в чате и ледяным спокойствием в жизни.
Ханеке не ставит себе целью понравиться решительно всем: «Хэппи-энд» нарочито неприятно снят и не старается хоть как-то скрываться за маской благопристойности. Очень «личные» крупные планы героев сменяются мучительно длинными кадрами, в которых практически ничего не происходит. Большая часть событий остается за кадром, оставляя зрителя наедине с трактовкой происходящего, и Ханеке даже не пытается помочь понять. У фильма просто нет такой задачи – сделать полностью понятную и доступную картину, на что намекает в том числе и полное отсутствие музыки в фильме, и съемки с телефона.
Парадоксально, но при этом картина совершенно не способна шокировать: да, здесь все сделано нарочито холодно и отстраненно, а на экране то и дело появляются неприятные детали. Но те времена, когда упоминание полового акта с подробностями могло кого-то удивить, давно прошли (хотя и пытаются вернуться вновь в свете секс-скандалов Голливуда). Фильм действительно создает ощущение неуютности за счет эффекта постоянного подглядывания за героями, но нигде не переступает черту. Примечательно и то, что все самые важные события – будь то аварии, потери или несчастные случаи – стабильно остаются за кадром и почти никогда не проговариваются прямо: зрителю остается догадываться по обрывкам диалогов и нарочито отстраненным съемкам.
Кроме холодности и какого-то подобия страха за цифровое будущее, Ханеке также привычно смеется над буржуазией и ее образом жизни: со свойственной мизантропией он буквально препарирует жизнь семейства Лоран, в котором буквально все давно уже не особо-то похожи на людей: Томас (Матье Кассовиц) совершенно не способен на любовь, его сестра, Анна (Изабель Юппер), несколько отстраненно наблюдает за собственной фирмой и сыном (Франц Роговский), из-за которого произошла катастрофа на стройке. Даже младшая в семействе, Ив (Фатина Ардуин), на поверку оказывается чуть ли не монстром. На их фоне удивительно положительным кажется глава семейства, Джордж (Жан-Луи Третиньян), который, осознавая все происходящее, стремится всеми силами уйти из этого мира. Казалось бы, у преуспевающей семьи есть все для счастья – но чего-то по-настоящему важного им действительно не хватает.
В этом плане название фильма кажется противоположным тому, что на экране происходит: у фильма не то, что счастливого – просто однозначного конца нет. Но, возможно, название просто отсылает нас к некоему логическому завершению карьеры режиссера? В фильме регулярно всплывают важные вещи и целые сюжетные ходы из предыдущих работ, словно это и правда своеобразное подведение итогов творческой карьеры. И в этом плане фильм, возможно, и правда является «Хэппи-эндом» - своеобразным, неровным и холодным, как и прочие работы Ханеке.
«Хэппи-энд» (Happy End)
Russian World Vision / Франция, Германия, Австрия / Режиссер: Михаэль Ханеке / В ролях: Изабель Юппер, Жан-Луи Трентиньян, Матье Кассовиц, Фантина Ардуин, Франц Роговский, Любна Абидар, Хассам Ганси, Тоби Джонс, Лаура Верлинден / Премьера: 25 января
Материалы по теме
Средиземье без GPS
17 декабря 2013 / Ярослав ЗабалуевВ прокат выходит «Хоббит. Пустошь Смауга», по-прежнему визионерская и эпичная вторая часть экранизации крошечной книжки Толкиeна.
КомментироватьРецензия: «Все и сразу»
02 июня 2014 / Сергей СиняковРежиссер «Неадекватных людей» снял комедию с аллюзиями и на «Гамлета», и на голливудские комедии о придурках.
Рецензия: «Джеки» с Натали Портман
23 февраля 2017 / Наталья СеребряковаИстория о том, как Джеки Кеннеди переживала смерть своего мужа.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: