Рецензия: «Мария Магдалина» с Руни Марой и Хоакином Фениксом

Рецензия: «Мария Магдалина» с Руни Марой и Хоакином Фениксом

Мария из Магдалы (Руни Мара) — не такая, как остальные жители её деревни или члены семьи. Ей приходится жить не своей жизнью, тащить с сёстрами на берегу Галилеи рыболовные сети и сопротивляться попыткам отца и брата выдать её замуж с такой нонконформистской страстью, которую окружающие воспринимают за демонов. Мария сразу вызывает у зрителя симпатию философским рвением осознать свою истинную природу и по-настоящему понять Бога, присутствие которого она незримо ощущает каждый день. На помощь заблудшей душе и является Иисус (Хоакин Феникс), который своими яркими проповедями и удивительными исцелениями зажигает ни одно сердце. Мария понимает, что именно рядом с Иисусом она сможет обрести себя и отправляется с ним и его последователями в путешествие с целью рассказать другим людям о явлении Мессии и приближении нового Царства Божьего. В долгом странствии Мария успеет поухаживать за умирающими жертвами римского легиона, стать свидетелем воскрешение Лазаря из Вифании и вызвать нешуточную ревность к Иисусу со стороны учеников, главным образом, Петра (Чиветель Эджиофор).

Мария Магдалина всегда была неоднозначной фигурой в христианском учении, что говорит о предрассудках, с которыми жили люди прошлого. Наибольшее влияние на образ Марии оказал папа Григорий I, который определил мнение о ней на много столетий вперед. Именно он в конце шестого века назвал Марию «грешной женщиной» — блудницей, грехи которой так милостиво искупил Христос. Обращать внимание на то, что Мария была не большей грешницей, чем любой другой апостол в четырех Евангелиях, никто не стал. Никто не вспоминал и том, что по записям древних заветов именно Мария была первым человеком, увидевшим Воскресение Христа. Или о том, что никаких доказательств того, что Мария из Магдалы была проституткой, попросту не существует. Папа Григорий опирался только на своё мнение. Тогда религией и умами людей безраздельно владели мужчины, которые даже гипотетически не могли отдать женщине сколько-нибудь весомый религиозный статус.

В роли блудницы Марию сохранял и современный кинематограф. Последними работами, так или иначе затрагивающими её, были «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе и «Страсти Христовы» Мела Гибсона. Оба фильма представляли Марию прелюбодейкой, которую Иисус спасает от побивания камнями. Однако австралийский режиссёр Гарт Дэвис решил посмотреть на Марию иначе и вернуть ей место в качестве 13-го ученика Христа, ставшего ближе к Мессии, чем кто-либо ещё. Главной задачей картины «Мария Магдалина» было показать историю жизни и смерти Иисуса именно с перспективы женщины.

«Мария Магдалина» пересматривает не только статус Марии, но и других апостолов. Фильм задаётся вопросом — а так ли на самом деле был хорош Пётр, что сейчас в его честь названы десятки тысяч церквей по всему миру? А правда ли Иуда был предателем Иисуса, или на самом деле у него самого были свои светлые и чистые помыслы, с которыми он в итоге не сумел справиться?

Свой особый статус в фильме имеют не только исторические персонажи, но и реальные актёры. Главная магия, естественно, создаётся между Марой и Фениксом. С исполнительницей главной роли Дэвис определился сразу после работы над фильмов «Лев» (6 номинаций на «Оскар»), где Мара сыграла одну из второстепенных ролей. Лёд снаружи и пламень внутри — то, с чем пришлось столкнуться актрисе в работе над образом Марии. Мара играет деликатно и осторожно, при этом передавая безмятежность и спокойствие своей героини. Игру Феникса, одного из сильнейших актёров современности, сложно недооценить. Он одновременно эмоционален, убедителен, кроток и смиренен. Между главными актёрами можно почувствовать одновременную близость и дистанцию, которые оставят зрителя с платоническим апостольством.

Особое место в картине и у Петра. Он хочет того же, что и Мария, но хочет достигнуть этого не верой, а мечом. Петру не достаёт мужества поверить в то, что царство земное уже наступило и оно внутри каждого человека, а не в окружающем мире. Иисус тонко чувствует конфликт между своими апостолами и посылает их вдвоём в пустыню, где Пётр проникнется к Марии глубокой симпатией и любовью. Однако этим чувствам не удастся сохраниться до конца картины.

Ещё до выхода в прокат авторы фильма настаивали на том, что не собираются присваивать «Марии Магдалине» статус исторически или теологически верного и правильного. Нет, Гарт Дэвис уверен, что библейские события открыты для интерпретации, а рассказать в фильме он хотел не об истории, а о человеческой жизни, которая так или иначе занимает важное место в христианской вере.  

«Мария Магдалина» в российском прокате с 5 апреля 2018 года.

Материалы по теме

  • Рецензия: «Вижу лишь тебя» с Блейк Лайвли

    08 декабря 2017 / Дэвид Руни

    Вернувшееся зрение заставляет героиню Блейк Лайвли по-новому взглянуть на свой брак в психологическом триллере Марка Форстера.

    Комментировать
  • Рецензия: «Форма воды» Гильермо дель Торо

    18 января 2018 / Дмитрий Карпюк

    Жестокая фантасмагория про любовь немой уборщицы и человека-амфибии.

    Комментировать
  • «Три сестры» Сергея Женовача

    04 июня 2018 / Эвелина Гурецкая

    В своем спектакле «Три сестры» режиссер позволил себе некоторую вольность в обращении с текстом знаменитой пьесы Чехова, и даже изменил ее финал.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus