Рецензия: «Мстители: Эра Альтрона»

Рецензия: «Мстители: Эра Альтрона»
Постер фильма «Мстители: Эра Альтрона»

Осторожно, есть мнение, что в тексте содержатся спойлеры!

Доверие зрителя завоевать непросто, куда легче — его потерять. Риск тем выше, если на руках у тебя не просто франшиза, а целая киновселенная. За любым неосторожным движением может последовать тот самый «эффект домино», и лишь немногим репутация позволяет допускать ошибки. Новая часть «Мстителей» приземлилась на красную дорожку уверенно и без излишней помпы. И уже сейчас можно смело говорить, что картина Джосса Уидона станет твердой и надежной опорой, которая развяжет руки будущим фильмам серии. Терпят — значит любят. А любить марвеловских «Мстителей» есть за что.

Начинается действие с дерзкого штурма на военную базу «Гидры», где хранится скипетр Локи. Там же, в недрах секретных бункеров СС, Барон фон Штрукер проводит эксперименты над людьми. Среди подопытных — мутанты-близнецы Ванда (Алая ведьма) и Пьетро (Ртуть) Максимофф, у которых имеются собственные счеты с Тони Старком. Встретив сопротивление со стороны негостеприимных вояк, мстители демонстрируют чудеса командной взаимовыручки и под грохот гиперзвукового оркестра не оставляют хозяевам и шанса. Операцию можно было бы считать идеальной, если бы во время набега Алая ведьма не показала Старку апокалиптическое будущее, в котором от мстителей останется один лишь прах, а мир заполонят парящие по галактике левиафаны.

Пока остальные члены супергейройской банды празднуют победу, Тони и Брюс Баннер пытаются извлечь из скипетра могущественный искусственный интеллект (Альтрон), чтобы с его помощью создать хранителя и уберечь человечество от любой внешней угрозы. «На всякую чушь в духе «имеем ли мы право, этично ли это» нет времени. Нам нужен мир здесь и сейчас!» — восклицает Железный человек. И он его получит, когда вечеринку прервет робот-евгенист, твердо уверенный, что человечество из зыбучей трясины самовырождения уже не вытащить.

В свое время гиганты комикс-индустрии Disney и Marvel, умеющие с точностью сейсмографа предугадывать желания широкой публики, не повелись на «дисишного» Джокера и возникший после него бум на «рефликсирующих суперзлодеев». Как не романтизируй негодяя, негодяем он от этого быть не перестанет. Что ж, имеют право: обаяния марвеловским мстителям не занимать, и харизматичные доппельгангеры, словно бы компенсирующие неполноценность образа героев, им, в общем-то, ни к чему.

На общем суперзлодейском плане выделяется любимец сердобольных дам Локи, но благодарить за асгардского плута нужно прежде всего Тома Хиддлстона. Ситуация кардинальным образом может измениться в грядущей «Гражданской войне»: там марвеловский паноптикум разделится надвое, и место для душещипательных междоусобиц заметно расчистится. Ну а до тех пор создатели «Мстителей» предлагают нам поразмышлять на темы «человека, искусственного интеллекта, творца и его творения».

Правда, времени на раздумья дается немного. Противоречивые по своей природе конфликты авторы сами же в одностороннем порядке и решают, избавляя зрителей от искушения поддаваться чарам Альтрона. Cовсем упрощать образ платинового злодея тоже все-таки не стоит. В одной из пламенных речей он весьма проницательно замечает: мир станет лучше, если в нем не будет мстителей. И под мстителями подразумеваются не только ряженые в тесные костюмы супергерои.

Магия убеждения, сомнения и вопросы в духе «А вдруг он прав?» рассеиваются сразу же после того, как спесивость и слепая одержимость Альтрона цинично хоронят его холодный рассудок. Ничто человеческое не чуждо даже искусственному интеллекту. А если дополнить общую картину сюсюкающимися с детьми «мстителями», которые зализывают раны на фоне уютных пейзажей американской глубинки, размышляя о том, кто они такие и ради чего борются, то симпатия к роботу испаряется окончательно. Прием стар, как мир, но действует безотказно.

Зато теперь, четко отделив хороших от плохих, можно расслабленно наблюдать за насильственным насаждением справедливости, где сбитый кулак добра с упоением стучит по прочно спаянной физиономии зла. Тем более что бестиарий по этому случаю подобран как нельзя удачно. Искрометание гораздо практичнее кровопускания: и из возрастного рейтинга не выпрыгнешь, и супостатов рвать, метать, крушить, пытать и топтать можно без оглядки.

Несмотря на затейливость затрагиваемых тем, «Мстители 2», будто заправские эквилибристы, образцово отточили умение балансировать между серьезностью и фирменным панибратским юмором. Ну разве может оставить равнодушным герой, решающий судьбу человечества в футболке, на которой Брюс Ли стоит за диджейским пультом и крутит виниловые пластинки?

«Мстители: Эра Альтрона» (Avengers: Age of Ultron) / США, 2015 г. Режиссер: Джосс Уидон. В ролях: Роберт Дауни-мл., Крис Хемсворт, Крис Эванс, Скарлетт Йоханссон, Марк Руффало, Джереми Реннер, Сэмюэл Л. Джексон, Аарон Тейлор-Джонсон, Элизабет Олсен, Джеймс Спейдер. В прокате с 23 апреля (WDSSPR)

Читать далее: «Первый мститель: Гражданская война»: 5 вещей, которые надо знать о противостоянии Капитана Америки и Железного человека

Читать далее: «Мстители: Эра Альтрона». Грани разумного

Материалы по теме

  • Комик-Кон 2012 (ЭКСКЛЮЗИВ): Режиссер «Петли времени» Райан Джонсон об одержимости работами Филипа К. Дика и сходстве с «Терминатором»

    27 сентября 2012 / Илья Кувшинов

    В фильмографии Райана Джонсона уже есть детективный триллер и криминальная мелодрама – теперь режиссер решил попробовать свои силы в фантастике. «Петля времени» стала для Джонсона не только третьей полнометражной работой, но и третьим фильмом, в котором снимается его друг Джозеф Гордон-Левитт. THR.ru встретился с постановщиком на Комик-Коне, где тот рассказал о своей любви к творчеству Филипа К. Дика и параллелях с «Терминатором».

    Комментировать
  • Эмир Кустурица поддержит фестиваль документального кино «12 духовных скреп»

    26 июня 2014 / Редакция THR Russia

    Цель организаторов — создать корпус документалистов-пропагандистов из разных стран.

    Комментировать
  • Скончалась звезда «Сладкой жизни» Анита Экберг

    11 января 2015 / Редакция THR Russia

    Шведской актрисе, звезде европейского кино 50-х, на момент смерти было 83 года.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus