Рецензия на фильм «Орда»

Рецензия на фильм «Орда»

Этот материал был опубликован в шестом номере журнала «The Hollywood Reporter – Российское издание».«Орда», первый большой проект режиссера Андрея Прошкина, с первых же кадров погружает зрителя в совершенно незнакомый мир, ничего специально не разъясняя. Зрителю, владеющему контекстом, будет, конечно, проще ориентироваться в эпохе, о которой идет речь. Однако режиссер осознанно не опирался на популярные факты. Рассказывая о работе над картиной, Прошкин уверяет, что его цель — не реконструкция истории, а создание мифа. Действие фильма происходит в XIV веке. Во время монгольского сабантуя в Сарае, столице орды, гибнет хан Тинибек, задушенный в разгар празднества собственным братом Джанибеком. Грузный весельчак восходит на трон под боязливое одобрение подданных и погружается в бесконечный загул, сделав своим любимым развлечением разгадывание секретов заморских факиров. Вскоре разгульное бытие омрачается болезнью его матери — слепнет могучая Тайдула, фактический матриарх монгольской империи. В безуспешных попытках излечить родительницу силами шаманов и знахарей хан вспоминает о русском митрополите Алексии и отправляет за ним гонцов, угрожая московскому князю нападением в случае отказа.

У рядового посетителя мультиплексов имена Тайдулы, Тинибека и Джанибека вряд ли воскресят в памяти уроки истории. Оттуда вспоминаются в лучшем случае Мамай, Батый и Чингисхан, но уж никак не второстепенные в исторической перспективе ханы, сменявшиеся в том же ритме, что генсеки после смерти Брежнева. Тем не менее предание об исцелении Тайдулы Алексием — важнейшая часть жития этого православного святого, который также считается ключевым политическим деятелем XIV столетия. Он дружил с Сергием Радонежским, был наставником малолетнего Дмитрия Донского и фактически руководил государством в те годы, проявив себя тонким политиком, способствовавшим объединению русских княжеств. По его же инициативе началось строительство первого московского белокаменного Кремля. В визуальном смысле «Орда» напоминает «Монгола» Сергея Бодрова — первого режиссера в новом российском кино, который обратился к параллельной, но тесно связанной с отечественной, истории. Монголия здесь, как и у Бодрова, поэтична, пустынна и душна. Но если фильм пятилетней давности был посвящен сильной личности, побеждающей обстоятельства, то Андрей Прошкин выбрал принципиально иного героя. Алексий, блестяще сыгранный Максимом Сухановым, — практически витязь в рясе. Глубоко верующий, но сомневающийся в собственных силах человек проходит по воле сценариста Юрия Арабова тот же путь, что и другая его героиня — оперная певица из «Юрьева дня» Кирилла Серебренникова (ее роль исполнила Ксения Раппопорт). Хождение по мукам благочестивого митрополита показано, впрочем, удивительно тонко: без лишнего натурализма и без духоподъемной патриотической интонации, на которую у современного зрителя уже успела развиться аллергия. Завораживающе неспешный ритм существования орды вносит в повествование несколько более широкий контекст, позволяющий говорить о современности и актуальности фильма. Рассказывая историю православного чуда, создатели картины делают акцент на параллельно происходящем разложении ордынского государства и рассуждают о причинах падения великих империй. За ним, как известно, стоят не законодательные проблемы, а бесчестность и распущенность правителей, которые пренебрегли фундаментом, заложенным предками. Недаром имя отца монгольского народа Чингисхана не упоминается в фильме ни разу.

Материалы по теме

  • Вирусный ролик «Робота-полицейского» (ВИДЕО)

    07 июля 2012 / Денис Данилов

    Фальшивая реклама корпоративного сайта Omnicorp.com демонстрирует ED-209 и фрагменты нового Робокопа.

    Комментировать
  • Киногород: Павел Руминов о ГЛАВКИНО — «Сюда влез бы целый “Титаник”»

    05 сентября 2012 / Андрей Трумен

    Под Москвой открылось ГЛАВКИНО — новейший и, как заявлено, самый технологичный кинокомплекс в России. После экскурсии по этому полностью автономному киногороду режиссер Павел Руминов обсудил с генеральным директором студии Ильей Бачуриным, что происходит с кинопроизводством в стране и зачем вообще нужны новые студии.

    Комментировать
  • Чарты легальных онлайн-кинотеатров, 26 января — 1 февраля 2015 г.

    06 февраля 2015 / Редакция THR Russia

    Возглавляют пятерки лидеров подростковая антиутопия «Бегущий в лабиринте» и сериал «Косатка».

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus