Рецензия на фильм «Орда»

Рецензия на фильм «Орда»

Этот материал был опубликован в шестом номере журнала «The Hollywood Reporter – Российское издание».«Орда», первый большой проект режиссера Андрея Прошкина, с первых же кадров погружает зрителя в совершенно незнакомый мир, ничего специально не разъясняя. Зрителю, владеющему контекстом, будет, конечно, проще ориентироваться в эпохе, о которой идет речь. Однако режиссер осознанно не опирался на популярные факты. Рассказывая о работе над картиной, Прошкин уверяет, что его цель — не реконструкция истории, а создание мифа. Действие фильма происходит в XIV веке. Во время монгольского сабантуя в Сарае, столице орды, гибнет хан Тинибек, задушенный в разгар празднества собственным братом Джанибеком. Грузный весельчак восходит на трон под боязливое одобрение подданных и погружается в бесконечный загул, сделав своим любимым развлечением разгадывание секретов заморских факиров. Вскоре разгульное бытие омрачается болезнью его матери — слепнет могучая Тайдула, фактический матриарх монгольской империи. В безуспешных попытках излечить родительницу силами шаманов и знахарей хан вспоминает о русском митрополите Алексии и отправляет за ним гонцов, угрожая московскому князю нападением в случае отказа.

У рядового посетителя мультиплексов имена Тайдулы, Тинибека и Джанибека вряд ли воскресят в памяти уроки истории. Оттуда вспоминаются в лучшем случае Мамай, Батый и Чингисхан, но уж никак не второстепенные в исторической перспективе ханы, сменявшиеся в том же ритме, что генсеки после смерти Брежнева. Тем не менее предание об исцелении Тайдулы Алексием — важнейшая часть жития этого православного святого, который также считается ключевым политическим деятелем XIV столетия. Он дружил с Сергием Радонежским, был наставником малолетнего Дмитрия Донского и фактически руководил государством в те годы, проявив себя тонким политиком, способствовавшим объединению русских княжеств. По его же инициативе началось строительство первого московского белокаменного Кремля. В визуальном смысле «Орда» напоминает «Монгола» Сергея Бодрова — первого режиссера в новом российском кино, который обратился к параллельной, но тесно связанной с отечественной, истории. Монголия здесь, как и у Бодрова, поэтична, пустынна и душна. Но если фильм пятилетней давности был посвящен сильной личности, побеждающей обстоятельства, то Андрей Прошкин выбрал принципиально иного героя. Алексий, блестяще сыгранный Максимом Сухановым, — практически витязь в рясе. Глубоко верующий, но сомневающийся в собственных силах человек проходит по воле сценариста Юрия Арабова тот же путь, что и другая его героиня — оперная певица из «Юрьева дня» Кирилла Серебренникова (ее роль исполнила Ксения Раппопорт). Хождение по мукам благочестивого митрополита показано, впрочем, удивительно тонко: без лишнего натурализма и без духоподъемной патриотической интонации, на которую у современного зрителя уже успела развиться аллергия. Завораживающе неспешный ритм существования орды вносит в повествование несколько более широкий контекст, позволяющий говорить о современности и актуальности фильма. Рассказывая историю православного чуда, создатели картины делают акцент на параллельно происходящем разложении ордынского государства и рассуждают о причинах падения великих империй. За ним, как известно, стоят не законодательные проблемы, а бесчестность и распущенность правителей, которые пренебрегли фундаментом, заложенным предками. Недаром имя отца монгольского народа Чингисхана не упоминается в фильме ни разу.

Материалы по теме

  • Райан Гослинг, Брэдли Купер и Ева Мендес на премьере «Места под соснами»

    30 марта 2013 / Редакция THR Russia

    28 марта в кинотеатре Sunshine Landmark в Нью-Йорке состоялась премьера криминальной драмы Дерека Сиенфрэнса.

    Комментировать
  • Джозеф Гордон-Левитт поставит «Песочного человека»

    17 декабря 2013 / Редакция THR Russia

    Он также сыграет главную роль в фильме, за сценарий которого отвечает Дэвид Гойер.

    Комментировать
  • Рецензия: «Мария Магдалина» с Руни Марой и Хоакином Фениксом

    06 апреля 2018 / Григорий Черагин

    История жизни и смерти Иисуса Христа с точки зрения женщины.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора