Рецензия: «На пределе» Фатиха Акина

Рецензия: «На пределе» Фатиха Акина
Кадр из фильма «На пределе»

Счастливый брак, пускай и заключенный в тюрьме, принес покой Кате (Дайан Крюгер). У нее прекрасный муж, Нури (Нумар Аджар) и сын Рокко (Рафаэль Сантана), а криминальное прошлое мужа осталось позади. Идиллия, к сожалению, нарушается взрывом самодельной бомбы, которая уносит жизни близких Кати, и девушка остается одна со своим горем.

Боль, страх и слезы – это то, что первым бросается в глаза при просмотре фильма. Светлое начало, напоминающее чуть ли не комедию, быстро меняет тон на куда более темный, и все, что остается зрителю – следить, насколько же глубоким может оказаться в итоге отчаяние. Удивительно: фильм кажется полностью предсказуемым, но это совершенно не мешает ему держать нас в напряжении.

Во многом удержать зрителя позволяет игра Дайан Крюгер, которая практически в одиночку тянет на себе весь фильм. Нет, это не значит, что кроме как на нее здесь не на что смотреть – просто со своей ролью актриса справляется более чем отлично. Очень легко поверить в горе женщины, в один миг потерявшей семью, и которой не везет с правосудием из-за особенностей судебной системы. Дополнительно горе регулярное усиливается внешними факторами: следователь считает, что муж отчасти сам виноват в своей смерти (криминальное прошлое никак не хочет отпускать), родители подливают масла в огонь тем же неверием, а лучшая подруга вот-вот родит – то самое чудо, которое у Кати унесло взрывной волной.

Кадр из фильма «На пределе»

Конечно же, девушке сочувствуют друзья, но они практически ничем не могут помочь – Катя на пределе, эмоциональном и физическом, и как в такой ситуации успокоиться – решительно не ясно. Акин же закручивает вопрос еще дальше: а что, если справедливости нет? На что способен человек в действительно сложной ситуации? Операторская работа с личными планами зачастую позволяет буквально на собственной шкуре почувствовать, каково это: оказаться в такой ситуации. И не раз при просмотре в голове проносится: «А как бы я поступил на ее месте?»

Чувство сопричастности вообще является ключевым для фильма: именно попытка заставить зрителя понять всю боль потери и отчаяние являются краеугольным камнем фильма. Во многом сам фильм в Германии должен восприниматься как та самая бомба, положившая начало событиям картины: проблема неонацизма стоит в стране довольно остро и несомненно волнует режиссера турецкого происхождения.

Треть фильма, происходящая в суде, частично основана на реальном процессе, происходившем в Мюнхене в 2013 году, где также судили членов национал-социалистического подполья. Эти сцены Акин писал совместно с юристом Харком Бомом, чтобы придать достоверности происходящему. В суде также появляется Данило Фава (Денис Москитто), адвокат и друг семьи, который выступает на стороне Кати. Дуэт Крюгер-Москитто, выступающий против защитника Хабербека (Йоханнес Криш) является чуть ли не самым запоминающимся моментом фильма – редко когда сцены суда удаются столь напряженными и эмоционально истощающими.

Кадр из фильма «На пределе»

Отдельно хочется подчеркнуть и работу оператора Райнера Клаусманна, который кроме упомянутых выше личных планов также крайне занятно снял сцены в суде: некоторые кадры фокусируются одновременно на свидетеле и Кате, создавая уникальную композицию и атмосферу.

«На пределе» можно рассматривать и как личную трагедию, и как политическое высказывание, и в обоих случаях фильм работает прекрасно. После просмотра остается некое ощущение пустоты, которую не сразу хочется заполнить: эмоциям нужно осесть, а мыслям – найти свое место.  Ответы же на некоторые из вопросов, непременно возникающие во время фильма, лучше не знать.

 

«На пределе» (Aus dem Nichts)

Russian World Vision / Германия, Франция / Режиссер: Фатих Акин / В ролях: Дайан Крюгер, Денис Москитто, Нуман Аджар, Йоханнес Криш, Ульрих Тукур, Ульрих Брандхофф, Ханна Хильсдорф / Премьера 22 февраля

Материалы по теме

  • Не спать! «Барабаны в ночи» Юрия Бутусова в театре им.Пушкина

    24 января 2017 / Эвелина Гурецкая

    Знаменитый режиссер поставил малоизвестную пьесу Брехта и превратил ее в зрелищный спектакль на все времена.

    Комментировать
  • Рецензия: «Королева Испании» с Пенелопой Крус

    20 апреля 2017 / Эмилия Деменцова

    Историческая драма, в которой роскошь антуража с легкостью затмевает сценарий.

    Комментировать
  • «Разговоры после…» в «Табакерке»

    05 февраля 2018 / Эвелина Гурецкая

    Жизнеутверждающий спектакль о торжестве жизни перед лицом смерти.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus