Рецензия на «Студента»

Рецензия на «Студента»

Безымянный студент-философ, бесцельно мотающий дни в Алматы, убивает местную торговку в неказистом подходе к неоднократно экранизировавшемуся «Преступлению и наказанию» Достоевского. Участник секции «Особый взгляд», «Студент» заинтересует любителей литературы, синефилов, увлекающихся постсоветским периодом, и любопытствующих кухонных туристов, желающих сравнить подлинный облик современного Казахстана с его комической карикатурой из «Бората» Саши Барона Коэна. Но сложно представить себе, что у столь серой и беспомощной ленты в эстетике ретро-реализма Восточного блока есть хоть какой-то коммерческий потенциал вне фестиваля. Часть казахской кинематографической новой волны, возникшей на закате советской эпохи, сегодня режиссер Дарежан Омирбаев преподает математику в Казахской академии искусств. Более того, некоторых непрофессиональных актеров, включая невыразительного исполнителя главной роли Нурлана Байтасова, он выбрал из числа собственных студентов. Снятый в видавших виды пригородах Алматы, «Студент» объединяет искаженный, но довольно узнаваемый сюжет Достоевского с тягостным наблюдением за губительным влиянием капитализма на постсоветский Казахстан – гнездо коррупции, подчеркнутого неравенства и новоявленных бандитов, знакомых с преступлениями, но не наказанием. Это приемлемый способ придания свежего звучания роману, в свое время бывшему злободневным комментарием накатывающим волнам нигилизма и радикализма, которые в скором времени захлестнули дореволюционную Россию. К несчастью, Омираев оказывается не в состоянии усилить детективную линию или ее политический подтекст саспенсом и подозрением. Вместо этого, его безымянный антигерой кажется практически отмороженным в резком контрасте с безумным и предающемся бесконечному самокопанию Раскольниковым Достоевского. Некоторые из наиболее запоминающихся героев романа, вроде хитрого инспектора Порфирия Петровича, и вовсе отсутствуют в картине. Конечно, Омирбаев имеет полное художественное право на переработку классического источника в том ключе, в котором видит его сам. Его сцены снов, безусловно, поразительны – особенно с ослом, тянущим Range Rover – достойный оммаж не только Достоевскому, но и Брессону. Но увы, более традиционные драматические сцены все еще плоски и банальны. Демонстрируя отчаянные поступки депрессующего бездельника (а не вымученные признания опасного человека), «Студент» преуспевает только в одном – в высасывании всех признаков жизни из безусловной классики.

Материалы по теме

  • Джон Фавро планирует отправиться в джунгли

    06 ноября 2013 / Редакция THR Russia

    Режиссеру «Железного человека» предложили поставить диснеевскую игровую адаптации «Книги джунглей».

    Комментировать
  • Российский кинопрокат: лидирует мультфильм «Головоломка»

    30 июня 2015 / Редакция THR Russia

    Анимационная картина студии Pixar опередила в борьбе за первую строчку «Третьего лишнего 2» и «Мир Юрского периода».

    Комментировать
  • Новый трейлер: «Каникулы» с Эдом Хелмсом

    23 июля 2015 / Редакция THR Russia

    Обсуждение половых органов, матерящиеся дети и упоминание Джека Керуака — в ремейке классической комедии 1983 года.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus