Рецензия: «Первому игроку приготовиться» Стивена Спилберга

Рецензия: «Первому игроку приготовиться» Стивена Спилберга

2045 год. Мир с трудом пережил несколько глобальных катастроф и находится на грани хаоса. Спасаются люди своеобразным эскапизмом – виртуальная система OASIS Джеймса Холлидэя (Марк Райлэнс) дарит яркий и цветастый мир любому желающему. Однако, автор виртуального мира не вечен, и перед смертью он оставляет завещание: тому, кто сумеет найти пасхальное яйцо, спрятанное где-то в OASIS, перейдут все его деньги и контрольный пакет акций компании. В числе охотников за «пасхалкой», так называемых пасхантеров, числится и Уэйд Уоттс (Тай Шеридан) – самый обыкновенный парень, помешанный на поп-культуре прошлого и играющий под ником Парсифаль. Вместе со своими друзьями, Великолепной Пятеркой, он поборется за виртуальный мир с другими игроками и представителями корпорации IOI, мечтающей завладеть всеми правами на OASIS.

Одноименный роман Эрнеста Клайна приобрел всемирную известность именно как поп-культурное явление: книга переполнена цитатами, отсылками и шутками для тех, кто разбирается в играх, фильмах и комиксах прошлого. Отдельный пласт книги раскрывается именно для тех, кто действительно знает все эти вещи, будь то классические модули для Dungeons & Dragons или музыкальные альбомы каких-нибудь The Cure. От фильма-экранизации ожидали не меньшего, а даже большего: люди часами препарировали трейлеры, отлавливая в них героев фильмов, игр, книг и анимации, выискивая знакомые пейзажи и средства передвижения, и трейлеры в этом плане не подводили. Кто-то сразу замечал Бэтмена, кто-то – мастера Чифа из серии игр Halo, а кто-то никак не мог нарадоваться появлению Стального Гиганта из одноименного мультфильма.

Фильм в этом плане не разочаровывает, скорее, даже наоборот: первые же кадры забрасывают по самую шею отсылками буквально ко всему, чему только можно представить – разве что отсылок к фильмам самого Стивена Спилберга почти нет, что смотрится несколько странно, но таково решение самого режиссера. И уже минуте на пятой становится понятно: где-то на уровне фоновых отсылок и общей канвы сюжета сходство с книгой и закончится.

Фильм перенял общую концепцию поиска глобальной и по-настоящему сложной загадки, но из области поп-культуры ушел в зрелищность. Шаг логичный: как бы ни было интересно читать о приключениях Парсифаля, проходящего, допустим, Pac-Man на оригинальном игровом автомате, смотреть на это было бы не только долго, но и довольно мучительно. Старые игры при всей своей интересности для игрока выглядят довольно блекло – особенно сегодня, в мире дорогой графики и сложных видеоигровых миров. Первое же приключение вместо прохождения классического D&D-шного модуля предлагает зрителю ураганную гонку, вновь напичканную отсылками вроде очевидного Кинг Конга или куда менее очевидных пил из игры Carmageddon.

Парадокс же кроется в том, что кроме визуальных отсылок, которые полностью строятся на том, заметит их зритель или нет, других заигрываний с поп-культурой толком и нет. Если герои и проронят какую-то фразу, то тут же сами и расскажут, откуда она, или покажут наглядно, чтобы вопросов точно не осталось. Можно не узнать, например, Трейсер из Overwatch, но при этом ничего и не потерять. В то же время, книга как раз строилась вокруг подобных заигрываний с читателем: да, она и сама по себе написана достаточно увлекательно, но второй слой считают только те, кто «в теме».

При этом назвать такой подход минусом как-то не выходит: это просто более вылизанная версия ровно того же сценария. К сожалению, при этом из сценария пропали не только отсылки, но и дополнительный социальный и политический пласты: злая корпорация IOI теперь кажется просто злой и нигде толком не объясняется, собственно, в чем именно кроется ее злость, из мира пропали все упоминания топливного кризиса, а расслоение людей по уровню достатка уступило место куда более понятному и простому долговому рабству (которое тоже было в книге, но Клайн этим не ограничивался). История фильма куда проще и назидательней, с непременной моралью в финале.

Однако, «Первому игроку приготовиться» достаточно зрелищен, чтобы простить ему многочисленные огрехи сюжета: уже упомянутая выше гонка, к примеру, действительно хватает зрителя и не отпускает до самого финала бешеным драйвом и невероятной динамикой, буквально погружая смотрящего внутрь происходящего. И именно как цифровой аукцион фильм честно отрабатывает свой хлеб: картинка яркая и сочная, звуковое сопровождение не отстает.

«Первому игроку приготовиться» кажется какой-то квинтэссенцией того, что собой представляет Спилберг: фильм удивительно сочетает невероятную зрелищность и сценарную беззубость, но подает это так, что обо всех проблемах вспоминаешь уже после окончания титров. Но от американских горок никто не ждет чего-то выдающегося в плане повествования; может, и здесь просто не стоит?

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора