Рецензия: «Призрачная нить» Пола Томаса Андерсона

Рецензия: «Призрачная нить» Пола Томаса Андерсона
Кадр из фильма «Призрачная нить»

Великобритания 50-х годов. Знаменитый кутюрье Рейнольдс Вудкок (Дэниэл Дэй-Льюис) – убежденный холостяк, «человек в футляре» и перфекционист, влюбленный в свое дело. К его услугам обращаются особы королевской фамилии, отпрыски богатых семей и кинозвезды, но ему нет дела ни до них, ни до их денег. Его окружает множество женщин, но единственная его помощница, бухгалтер и конфидент – его собственная сестра, старая дева с непроницаемым ликом сфинкса (великолепная Лесли Мэнвилл, любимица Майка Ли). Когда Вудкок устает от очередной пассии, которая слишком громко намазывает джем на тост во время завтрака, он просит свою сестру избавиться от нее и едет в одинокий автотур по сельской местности. Там модельер познакомится с официанткой Альмой (Вики Крипс), которая ему очень понравится, переедет к нему и вскоре изменит его жизнь – прежде всего потому, что не собирается жить по придуманным им правилам. Звучит как краткое описание дамского романа в условно историческом антураже, но те, кому знакомо имя режиссера, могут не сомневаться – все окажется чуть интересней.

Для многих любовь к Полу Томасу Андерсону началась с «Ночей в стиле буги», а закончилась после сильной картины «Нефть». Все его последующие работы были своеобразными интеллектуальными упражнениями в форме. «Мастера», отсылающего одновременно к истории создателя саентологии Рону Хаббарду и «Моби Дику», можно было толковать как взгляд на взаимоотношения между демиургом и его созданием. «Врожденный порок», экранизация самого легковесного, но при этом не менее запутанного романа главного постмодерниста нашего времени Томаса Пинчона, превратилась в полное похмельной горечи прощание героя с уходящей эпохой.

Кадр из фильма «Призрачная нить»

Вот и новый его фильм, неспешный, холодный и, конечно, стильный, как и положено кино про высокую моду, открыт для разных интерпретаций. Поначалу «Призрачная нить» похожа на «Пигмалиона» Бернарда Шоу и «Ребекку» Дафны дю Морье, но по ходу сюжета превращается в нечто совсем иное, так же, как герои фильма вдруг меняются своими ролями. Кстати, про роли. Нельзя не сказать отдельно про колоссальный труд Дэй-Льюиса, единственного обладателя трех «Оскаров», который решил уйти из кино после фильма Андерсона. То, как он сыграл фактически аутичного, безусловно нездорового человека, то, как его герой опускает глаза или взмахивает руками, когда что-то идет не так, как он привык – блестящая работа, которой не стыдно поставить точку в актерской карьере.

Но наибольший интерес представляет фокус, который провернул со зрителем Андерсон, выступивший здесь и оператором. Отрезы ткани, красота стежка, кринолины и шлейфы платьев, приемы и прочая скучная великосветская мишура из фильмов тандема Айвори-Мерчант оказываются лишь необходимым фоном для того, чтобы сказать нечто важное, хоть и не особенно новое про отношения между мужчиной и женщиной. Прежде всего про «оправданную жестокость» и «пределы контроля», которые и дают силы творить настоящему гению, про не лишенный садомазохизма и подавления союз творца и его музы. Да и готическая линия от дю Морье вернется – впрочем, не будем раскрывать карты.

Кадр из фильма «Призрачная нить»

Быть может, только ради возможности высказаться на эту очевидную в общем тему в такой сдержанной, ускользающей манере П.Т.А. и перебрался впервые из США в Великобританию – трудно представить себе главными героями привыкших облекать все чувства в слова американцев. Опять же, неслучайно герой Льюиса говорит, что в платье можно зашить любой секрет – Андерсон наверняка спрятал в своем фильме несколько секретных посланий, и тут слишком велик соблазн увидеть в отношениях главных героев намек на гражданский брак самого Андерсона и актрисы Майи Рудольф. Думается, если такая отсылка и есть, то скорее всего шутливого свойства. Во всяком случае, хочется надеяться, что у Андерсона есть чувство юмора.

«Призрачная нить» в российском прокате с 15 февраля.

Материалы по теме

  • Рецензия: «Соль Земли»

    24 июня 2014 / Александра Гордиенко

    Документальный фильм Вима Вендерса и Джулиано Рибейро Сальгадо заставляет задуматься о судьбе нашей планеты куда эффективней, чем любые футуристические боевики или лозунги «зеленых».

    Комментировать
  • «Мистер Мерседес», или Как я ушел в отставку и решил раскрыть дело

    09 августа 2017 / Андрей Писков

    Эрзац-детектив по новому Стивену Кингу.

    Комментировать
  • Рецензия: «Пятьдесят оттенков свободы» по бестселлеру Э. Л. Джеймс

    08 февраля 2018 / Андрей Писков

    Триллер про супружескую жизнь как завершение эпохи.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus