«Метаморфозы» впервые представили широкой публике

«Метаморфозы» впервые представили широкой публике

Действо под названием «Метаморфозы», показанное 30 октября на сцене РАМТа, язык не поворачивается назвать спектаклем. Собственно, заявлено оно было как «Открытая репетиция творческой лаборатории Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова», но суть здесь не в степени завершенности работы над материалом, а в форме. Потому что порой все это было похоже не столько на сценическую постановку, сколько на своего рода «живое кино»…

Впервые «Метаморфозы» — дипломный спектакль актерской мастерской Академии — были показаны 15 июня. Потом еще пару раз, но на этом предполагалось поставить точку. Студенты получили дипломы, что еще? Однако создатели постановки попросту не понимали, что сделали. Сказать, что она произвела фурор — это ничего не сказать. Счастливцы, которым довелось увидеть спектакль, показанный тогда на закрытом просмотре на сцене Театра киноактера, признавались, что это было незабываемое и ни с чем не сравнимое зрелище — фантастический уровень режиссуры, актерской игры и сценографии.

Неудивительно, что театралы подняли вой. Дошло до того, что в сети появилась петиция даже не с просьбой, а требованием (!) устроить дополнительные показы «Метаморфоз». Воззвание подписали десятки тысяч человек. Тагая тяга к прекрасному не осталась незамеченной, и вот спустя несколько месяцев молодые актеры — как говорилось когда-то, «по заявкам трудящихся» — вновь вышли на сцену, чтобы сыграть удивительные переложения рассказов Чехова и Бунина. Теперь уже для широкой публики.

По словам Никиты Михалкова, который выполняет в спектакле роль учителя и рассказчика, представляющего каждый из эпизодов в контексте поставленной перед студентами задачи и объясняющего зрителям основы актерского искусства (что автоматически делает эту часть «Метаморфоз» мастер-классом), за основу принципиально были взяты прозаические, а не драматические произведения. При должном таланте можно перенести на сцену даже рассказ, в котором вовсе нет диалогов. И это самая интересная территория для творческого эксперимента.

Кстати, перед выступлением зрителям показали небольшую нарезку из репетиций, которая лишний раз подчеркнула, какой большой путь был пройден слушателями мастерской (а ими стали дипломированные актеры!). Метаморфозам поверглось все, что мы видим на сцене. Включая их душу, их человеческую и артистическую суть. Неудивительно, что выпускники Академии, с которыми мне довелось общаться, говорили о работе с Никитой Сергеевичем исключительно взахлеб, с искренним обожанием.

Впрочем, сам Михалков, скромно замечает, что спектакль — это не только его заслуга. Это труд большого количества людей. Так художественное решение, придуманное Юрием Купером, не может не восхищать. Актеры играют на практически пустой сцене. Лишь в некоторых фрагментах появляются столы и стулья. Роль декораций выполняют видеопроекции, появляющиеся на двух экранах, один из которых натянут на заднем плане, а второй — и это самое интересное! — на переднем. То есть зрители наблюдают за происходящим через ткань, то выполняющую функцию занавеса, то становящуюся почти прозрачной и напоминающей о себе эдакой поволокой, «дымкой», которой подернута «картинка», что и делает «Метаморфозы» похожими не на спектакль, а на его какую-то невероятно реалистичную 3D-видеоверсию.

На заднем плане появляются интерьеры домов и усадеб, сады и парки с колышущимися на ветру деревьями. Выглядит это фантастически красиво и более чем достаточно, чтобы начисто забыть о декорационном минимализме. Да и как не забыть, если актеры, которым, уверен, еще предстоит сделать себе имя, в руках своих мастеров во главе с Никитой Сергеевичем творят на сцене настоящее чудо? Шутка ли, чеховские «Бабы», например, превращены в самый настоящий балет — актеры разыгрывают жизненную трагедию своих героев почти без слов, одним танцем.

Зрителей в процессе представления кидает то в жар, то в холод. «Метаморфозы» начинаются с гомерически смешной версии чеховского «Беззащитного существа», продолжаются весьма оригинальной по своему решению инкарнацией (придуманной исполнительницей центральной роли!) чеховского же «Без места» и заканчиваются рвущей сердце на куски бунинской «Холодной осенью». Студентка уже нового потока, заменившая в этом — едва ли не самом сложном — фрагменте спектакля Теону Дольникову, играет сначала совсем юную девушку, а потом пожилую женщину, и хотя делает это без грима, кажется, что она действительно стареет на наших глазах.

О том, через что прошла в своей нелегкой жизни ее героиня, актриса рассказывает на пустой сцене, сидя на качелях. На переднем плане как символ увядания падают листья… А прямо у меня за спиной плачет, беспрестанно хлюпая носом, расчувствовавшаяся зрительница… «Что вы со мной делаете?» — вопрос, которым задается в этот момент едва ли не каждый присутствующий в зале.

Когда все заканчивается, вышедших на поклон артистов купают в овациях и заваливают цветами. Студентке из Сербии, которая не смогла летом присутствовать на вручении дипломов, прямо на сцене торжественно вручают красную книжицу выпускницы Академии… Все? Хочется верить, что нет.

То, что этот показ стал плодом совместных усилий уже выпустившихся и новых студентов, лишний раз демонстрирует не только режиссерский и организаторский гений Михалкова, но и меткость названия спектакля. Он трансформируется, эволюционирует, живет. И без сомнения, должен жить дальше.

В наше время, когда рынок развлечений меняется с пугающей быстротой (а вместе с ним и запросы публики), театральные режиссеры как одержимые ищут новые формы — тем более что об их необходимости устами Треплева говорил еще Чехов. Увы, эти поиски чаще всего выливаются в пример из анекдота о разнице между перформансом и инсталляцией, который под громкий смех зала рассказал со сцены Никита Сергеевич. Между тем, «Метаморфозы» — как поразительный симбиоз театра и кино — поистине новое слово в искусстве.

Материалы по теме

  • Рецензия: «Метаморфозы» в Академии Никиты Михалкова

    20 июня 2016 / Эвелина Гурецкая

    Спектакль состоял из 9 историй по рассказам Антона Павловича Чехова и Ивана Алексеевича Бунина.

    Комментировать
  • Рецензия: «Царь Эдип» в Театре им. Вахтангова

    14 ноября 2016 / Эвелина Гурецкая

    Римас Туминас поставил древнегреческую трагедию Софокла к юбилею театра.

    Комментировать
  • Рецензия: «Не покидай свою планету» в театре «Современник»

    18 ноября 2016 / Эвелина Гурецкая

    Новое прочтение маленького шедевра французского летчика Антуана де Сент-Экзюпери предлагают зрителям Константин Хабенский вместе с Юрием Башметом и камерным ансамблем «Солисты Москвы». «Не покидай свою планету» - так называется их совместный музыкально-театральный проект, и это не сценическая иллюстрация, а скорее фантазии на тему «Маленького принца», уверяют создатели спектакля.

    Комментировать
  • «Вернувшиеся»: как попасть в мир Кубрика и Ибсена

    30 ноября 2016 / Василина Щукина

    Сумасшедшая затея нашла воплощение в стенах старинного особняка в Москве.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора