Рецензия: «Сон в летнюю ночь» театра «Мастерская Петра Фоменко»

Рецензия: «Сон в летнюю ночь» театра «Мастерская Петра Фоменко»
Сцена из спектакля «Сон в летнюю ночь»

Спектакль «Сон в летнюю ночь» на сцене театра «Мастерская Петра Фоменко» уже называют образцово-показательным фоменковским, каких не было на этой сцене с момента ухода из жизни Мастера. «Какое из всех искусств владеет такими могущественными средствами поражать душу впечатлениями и играть ею самовластно?» - вопрошал Виссарион Белинский еще в позапрошлом веке. Ответ и вчера, и сегодня один - конечно же, театр. Именно так поражает душу этот спектакль.

Каких только эпитетов не услышал в адрес своей постановки Иван Поповски, режиссер родом из Македонии, ученик основателя театра знаменитого и несравненного «Фомы». Все критики сошлись в одном: пожалуй, впервые после смерти Петра Фоменко в театр вернулся его дух. А уж восторг зрителей, на три с половиной часа погруженных в волшебное действо, трудно и передать. Причем погружаешься в атмосферу игры и тайны с первого мгновения, когда прямо в зале появляется артистичный распорядитель празднеств (Амбарцум Кабанян) по случаю предстоящей свадьбы герцога афинского Тезея (Карен Бадалов) и царицы амазонок Ипполиты (Галина Тюнина). И никаких новомодных ухищрений вроде многочисленных телеэкранов, проекций и прочих визуальных эффектов, без которых современные режиссеры, похоже, уже не могут обходиться. Иван Поповски, к счастью, обошелся. Классическая постановка, оказывается, может быть не менее зрелищной, если за дело возьмется человек талантливый.

Нет нужды пересказывать содержание шекспировской пьесы, которая с момента ее написания была поставлена тысячи и тысячи раз. Только у нас в стране ее постановки насчитывают не один десяток. Были и выдающиеся балеты на сюжет шекспировской пьесы, в числе которых двухактный «Сон в летнюю ночь» Баланчина на музыку Мендельсона, и несколько опер, в том числе и опера Бенджамена Бриттена. Эту пьесу не раз переносили на экран, последняя экранизация, с Мишель Пфайфер, Рупертом Эвереттом и Софи Марсо, была в 1999 году.

Эта сказка для взрослых, написанная Шекспиром в XVI веке, отсылала зрителей к древнегреческим трагедиям, где зрители на сцене могли наблюдать жизнь богов с их жизненными перипетиями, так похожими на сюжеты из своей жизни: любовь, страсть, измены, предательства… и конечно, саму радость жизни. Режиссер Иван Поповски сразу же подчеркнул эту особенность шекспировской комедии, поставив своих героев на котурны в самом начале спектакля. Разумеется, вскоре они с котурн спустились на землю - и все пошло своим чередом, причем как в мире эльфов, так и людей.

Одна ночь перед свадьбой герцога и царицы амазонок вместила в себя массу волшебных превращений, где по воле режиссера актеры играли сразу по две роли: Галина Тюнина появляется то царицей амазонок Ипполита, то царицей эльфов Титания. Карен Бадалов сначала на сцене присутствует как герцог Тезей, а потом уже как царь эльфов Оберон. А неподражаемый Амбарцум Кабанян в том спектакле то в роли распорядителя празднеств у герцога, а то уже и Робина, доброго малого в волшебном мире эльфов. Кстати, этот прием в 1970 году уже опробовал знаменитый Питер Брук. Он первым предложил использовать для ролей Тезея и Оберона, Ипполиты и Титании одних и тех же актеров, показывая, таким образом, что мир фей и эльфов — всего лишь отражение мира людей.

Он же ввел в пьесу акробатические номера на трапециях, которые по-своему повторил на сцене театра «фоменок» Иван Поповски. Но если у Питера Брука действо происходило на совершенно пустой белой сцене, то у Поповски в спектакле хотя и доминирует все тот же белый цвет, но это уже и белоснежные одежды героев, и свисающие сверху белые полотнища, имитирующие то греческие колонны, то своеобразные трапеции, с помощью которых артисты превращаются в цирковых акробатов. И когда, кажется, зрителя уже ничем не удивишь, вдруг где-то в вышине появится маленький оркестр – музыканты, играющие на скрипках и альтах прямо под потолком, в светящихся белоснежных кринолинах высотой в два этажа.

Режиссер задействовал в своей постановке практически все поколения артистов театра. Каждый в своей роли по-своему хорош, каждый запоминается, нет ни одной творческой неудачи. На славу поработали и художник – постановщик, и хореограф, и художники по костюмам, по свету и звуку. В общем, все удалось. Этот спектакль - тот редкий случай, когда ни один критик не высказал ни одного негативного суждения и ни один зритель не ушел из зала разочарованным. И тут уместно в очередной раз вспомнить слова великого Виссариона Белинского из его знаменитой статьи о театре: «Ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете».

Материалы по теме

  • Рецензия: «Красотки в Париже»

    08 августа 2014 / Владимир Лукин

    Комедия о последствиях гормональных срывов — с аллюзиями на сериалы «Девочки» и «Cекс в большом городе».

    Комментировать
  • Рецензия: «За пропастью во ржи» Дэнни Стронга

    06 декабря 2017 / Сергей Сергиенко

    Медлительная картина о том, насколько важным может быть для человека творчество.

    Комментировать
  • «Заповедник»: кому на Руси жить хорошо?

    13 апреля 2018 / Сергей Сергиенко

    Со страниц повести прямиком на сцену – почти без изменений.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus