Рецензия: «Родина» с Петром Федоровым

Рецензия: «Родина» с Петром Федоровым
Кадр из фильма "Родина"

Несмотря на явную затасканность слова «родина» в отечественном кино (взять хотя бы недавний одноименный телепроект Павла Лунгина и сериал «С чего начинается Родина»), новый фильм Петра Буслова как никакой другой заслужил право носить столь обязывающее название.

Буслов разрывает шаблон картин о современной действительности. А только и надо было разделить «родину внутри» и «родину снаружи» и вынести быт за скобки. Для того чтобы заново обнажить внутренние вопросы, режиссер перенес узнаваемых до боли персонажей в знойные индийские  декорации.

Дерзкий парень Макар в исполнении Петра Федорова, во многом напомина ющий его же героев из фильмов «Россия 88» и «Гоп-стоп» Павла Бардина, ищет в Индии просветление, однако от судьбы не сбежишь (неслучайно в его имени угадывается анаграмма слова «карма»). Рядом слоняются два быдла-кайфожора (Владимир Сычев и Максим Лагашкин) — типичные «рожи соотечественников», от которых невозможно скрыться даже на краю света.

Зловещий диджей-драгдилер Космос (один из самых активно снимающихся в Голливуде наших соотечественников Павел Личникофф) отправляет героев в психоделический транс с помощью ЛСД. Как всегда прекрасный Александр Робак вновь несет на своих плечах образ русского мужика из фильмов уровня «Географ глобус пропил», а его шальную жену играет Екатерина Волкова — столь мощного электрического заряда мы не видели в ней со времен картин «2-АССА-2» и «Вдох-выдох».

Родина у большинства ассоциируется с семьей и кровными связями. За эту ассоциацию в фильме отвечает не только линия героев Робака — Волковой, где муж признается, что разлюбил, а она уходит в релакс-трип. Вместо привычного образа Родины-матери на экране появляется метафора Родины-отца, воплощенная в центральном персонаже — угрюмом, строгом, холодном бизнесмене (Андрей Смоляков), от которого сбежала непослушная дочь (Любовь Аксенова). Для этого образа отчизны, потерявшей свое дитя, важно не только то, что отец влиятельный и суровый, но и то, что он — неизлечимо больной: нездоровая, но праведная Родина ждет возвращения своих блудных сыновей и дочерей.

Особой  монументальности этой картине придают романная форма повествования со множеством персонажей, симфоническая музыка и сочное анаморфотное изображение, за которое отвечал один из самых изобретательных русских операторов Федор Лясс («Школа», «Оттепель»). Кровь, море, песок, слезы, кислота — все сливается воедино. Это уже не традиционные  операторские уловки, где все на своем месте, — это сгусток ощущений, как будто пропитанный религиозным праздником красок Холи. 

Концентрат деталей и символов зашкаливает. Временами иррациональное  выползает из кадра, погружая зрителя в оцепенение с помощью одних только ракурсов и звуков.

Безусловно, это самый личный фильм Буслова. Он выстрадал его еще 30-летним, однако снял практически в сорок. Рвущееся с экрана ощущение персональной катастрофы и выжженных надежд делает «Родину» важным поколенческим фильмом,  которых в нашем кино давно не было. Режиссер переделывал его под разными рабочими названиями несколько лет. Он не особо гнался за актуальностью и политическими контекстами, зато обрел за это время новый, более цельный взгляд на вещи, которые его всегда волновали. 

Из обычного сюжета про поколение без родины и уродливую реальность картина превратилась в настоящее кино с расширенными зрачками. Петр Буслов словно смотрит на своих персонажей вновь открывшимся третьим глазом и уже ни разу не упоминает, что место действия — индийский курорт Гоа.

«Родина» / Россия, 2015 г., 110 мин. Режиссер: Петр Буслов. В ролях: Андрей Смоляков, Петр Федоров, Любовь Аксенова, Павел Личникофф, Екатерина Волкова, Сергей Бадюк, Андрей Мерзликин, Кирилл Кяро, Александр Робак, Максим Лагашкин. В прокате с 15 октября («Наше кино»)

Материалы по теме

  • Как снимали фильм «Родина» с Петром Федоровым

    02 мая 2015 / Михаил Рузманов

    Истории o жизни русских в индийском штате Гоа вдохновили режиссера Петра Буслова на создание картины «Родина». THR узнал подробности съемок экшен-драмы от автора фильмов «Бумер» и «Высоцкий. Спасибо, что живой», в котором главные роли сыграли Андрей Смоляков, Петр Федоров, Любовь Аксенова и Андрей Мерзликин.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus