Рецензия: «Салют-7» с Владимиром Вдовиченковым и Павлом Деревянко

Рецензия: «Салют-7» с Владимиром Вдовиченковым и Павлом Деревянко
Кадр из фильма «Салют-7»

1985 год, разгар «холодной войны». Во время работы в открытом космосе на советской орбитальной станции «Салют-7» космонавт Владимир Федоров (Владимир Вдовиченков) смог спасти космонавта Лазареву (Оксана Фандера играет первую советскую женщину в открытом космосе Светлану Савицкую), которая проколола скафандр. А потом он увидел яркий свет. «Не знаю, что это было. Может, ангела увидел», - пошутил Федоров уже на Земле, во время медицинской проверки, чем сильно озадачил начальство, и был отправлен в бессрочный отпуск. Спустя три года ему придется вернуться в ряды космонавтов ради героического поступка – 20-тонная станция «Салют-7» перестает отвечать на сигналы из ЦУПа и в любой момент может рухнуть в любой точке планеты, унеся множество жизней и здорово подмочив репутацию СССР. Федоров – единственный, кто сможет пристыковаться к станции вручную и предотвратить катастрофу. Вместе с ним посылают инженера Виктора Алехина (Павел Деревянко). Надежд на их возвращение практически нет; если что, станцию будут сбивать ракетами.

Второй за год российский фильм про советское покорение космоса неизбежно будут сравнивать с незаметно прошедшим в прокате «Временем первых», и «Салют-7» в этом сравнении выигрывает с отрывом, хоть и пользуется вроде бы похожим инструментарием. Если верить создателям фильма, история и поныне живущих и здравствующих космонавтов Владимира Джанибекова и Виктора Савиных, ставших в сценарии соответственно Федоровым и Алехиным, практически не изменена – разве что были опущены и упрощены некоторые технические детали.

Кадр из фильма

Сценарий не раз переделывался, и некоторые диалоги явно были написаны, чтобы все разжевать самым рассеянным или молодым зрителям про холодную войну и ничтожность человеческой жизни перед государственным Молохом, который в фильме олицетворяют Игорь Угольников и Виталий Хаев. Многие земные сцены из личной жизни главных героев смотрятся как предусмотренный законами жанра, но по сути ненужный балласт. Да и песни «Землян» и Аллы Пугачевой, которые должны по идее вызывать ностальгию по славному советскому прошлому, напротив, погружают в космический ужас на стыке «Чужого» и «Груза 200». Несмотря на это, можно сказать «спасибо» за сценарий семейному тандему Андрея Чупова и Натальи Меркуловой («Интимные места») - особенно за точность и живость характеров, которые лучше всего раскрываются на земной орбите. И, конечно, надо признать, что благодаря операторской работе Сергея Астахова космические съемки здесь удались не хуже, чем в куароновской «Гравитации». От кувырков актеров внутри и снаружи станции в IMAX вполне можно испытать легкое головокружение.

При этом для режиссера фильма Клима Шипенко, продюсеров Сергея Сельянова и Бакура Бакурадзе и сценаристов картины люди оказываются куда важнее героического пафоса и патриотического месседжа. На первом месте здесь все-таки «слишком человеческое», а не те гвозди, которые можно было бы делать из этих людей. Не случайно самыми запоминающимися эпизодами фильма оказываются те, когда Джанибеков/Вдовиченков и Савиных/Деревянко выходят за рамки инструкций и предписаний и начинают пить водку или курить в невесомости.

Впрочем, дело не только в космическом хулиганстве – даже героическая сцена, где Вдовиченков в открытом космосе бьет молотком по торчащей из борта станции трубе цепляет намного сильнее бегущих по дисплею красных цифр в многочисленных фильмах-катастрофах. Воздуха осталось слишком мало, домой может вернуться только один, и ты бьешь и бьешь по этой несгибаемой железке, пока есть силы и пока под тобой вращается планета. Но если долго бить, то увидишь свет, а может, ангела, и обязательно вернешься домой.

«Салют-7» в российском прокате с 12 октября.

Материалы по теме

  • «Салют-7» показали журналистам в годовщину запуска первого спутника в космос

    04 октября 2017 / Ольга Белик

    Съемочная группа призналась, что в картине правда, а что – нет.

    Комментировать
  • Оксана Фандера: «Просто поднимите жалюзи»

    11 октября 2017 / Мария Лемешева

    Главный редактор Мария Лемешева встретилась с актрисой и узнала не только тайны съемочных площадок, но и рецепт воспитания детей, а также долгоиграющей любви.

    Комментировать
  • «Салют-7»: безумство храбрых

    11 октября 2017 / Ольга Маршева

    Новый фильм Клима Шипенко реабилитирует космонавта Андропова из «Армагеддона».

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus