Рецензия: «Самба» с Шарлоттой Генсбур

Рецензия: «Самба» с Шарлоттой Генсбур
Кадр из фильма «Самба»

Молния не бьет в одно место дважды — одна и та же команда не в силах создать два шедевра подряд. После суперхита «1+1» — одного из самых успешных французских фильмов в истории, который собрал в мировом прокате $425 млн, — режиссеры Оливье Накаш и Эрик Толедано, повторно объединившись с актером Омаром Си, выпускают картину о Франции, иммигрантах и межнациональной любви. Но в том, что «Самба» и близко не подберется к успеху их предыдущей работы, увы, сомнений не остается.

«1+1» покорил сердца зрителей не только отличными шутками, но и тем, как развивались отношения главных героев в исполнении Франсуа Клюзе и Омара Си — богатого аристократа, прикованного к инвалидному креслу, и бывшего заключенного, который любит женщин, марихуану и приключения. В «Самбе» место Клюзе занимает Шарлотта Генсбур. Ее героиня по имени Элис влюбляется в заглавного персонажа (Си). Она — парижанка с хорошей работой, осознающая глупость и бессмысленность своей жизни. Он — темнокожий нелегал, который хочет любой ценой остаться во Франции.

Толедано и Накаш, позаимствовавшие сюжет у писательницы Дэльфин Кулин, не без юмора высказывают свое негативное отношение к «двухъярусной» социальной системе, которая сложилась в современной Франции. На верхнем ярусе — счастливые обладатели гражданства, высокой зарплаты и других привилегий. На нижнем — иммигранты, которые берутся за любую работу и бегают от властей. Первые развлекаются на пышной свадьбе, которой Толедано и Накаш открывают свою картину. Вторые работают за кулисами — потеют, как Самба, над грязной посудой. Потом его арестуют, попытаются депортировать, и в жизни героя Омара Си появится Элис.

Первые сцены фильма, в которых такие люди, как Самба, вступают в схватку с мощной бюрократической машиной, напоминают по духу произведения Кафки, но при этом искрят хорошими шутками. То, как французский режиссерский дуэт работает с гэгами, тщательно продумывая их длительность и место в картине, заслуживает отдельных похвал.

Недостатки «Самбы» начинают бросаться в глаза ближе к середине, когда фильм теряет свой ритм, а комичные сценки из жизни парижских иммигрантов все сильнее вытесняет лав-стори. По мере того как развиваются отношения героев, из социальной комедии «Самба» превращается в мелодраму.

Невероятно талантливый и обаятельный Омар Си тянет на себе весь фильм, изображая ради роли сенегальский акцент и приглушая свою тягу к комедии (актер долгие годы работал стендап-комиком на французском ТВ). Он превращает Самбу в героя, за которым зритель хочет следить в любой ситуации — за мытьем посуды и окон, дружескими беседами и бегством от властей. Элис тем временем вызывает совершенно иные эмоции. Шарлотта Генсбур из кожи вон лезет, чтобы оживить свою героиню. Напрасно: в ней нет ни жизни, ни юмора, ни обаяния, и в этом прежде всего вина сценаристов, которые подготовили для нее лишь одну хорошую шутку — в самом конце.

Новый проект режиссеров ленты «1+1» недостаточно смешной для обычной комедии, недостаточно солидный для классической драмы, недостаточно душещипательный для привычной лав-стори. Но еще печальнее то, что яркий мир французских нелегалов, который рисуют авторы фильма вначале, уходит на второй план, теряется в перипетиях сюжета. Вместо того чтобы создать достоверную и трогательную картину об иммигрантах, сделать на эту тему важное заявление, Толедано и Накаш предпочли втиснуть свою работу в каноны мейнстрима. Поэтому что мы видим в финале? Стандартную сцену погони. Участники — Самба и бестолковые французские копы.

«Самба» (Samba) / Франция, 2014 г., 120 мин. Режиссеры: Оливье Накаш, Эрик Толедано. В ролях: Омар Си, Шарлотта Генсбур, Тахар Рахим, Изиа Ижлен, Исака Савадого, Элен Венсан, Кристиана Милле, Жаклин Жеаннеф, Лия Кебеде. В прокате с 19 марта (Top Film Distribution)

Материалы по теме

  • Кристофер Уокен станет отцом Николь Кидман в «Семейном клыке»

    06 мая 2014 / Редакция THR Russia

    Это уже вторая лента Джейсона Бейтмана, в которой он разделит обязанности постановщика и исполнителя главной роли.

    Комментировать
  • Кристиан Бэйл: «Жизнь меня здорово закалила»

    30 декабря 2014 / Марина Очаковская

    До того как сыграть ключевую роль в монументальном проекте Ридли Скотта «Исход: Цари и боги», один из главных голливудских специалистов по перевоплощениям Кристиан Бэйл успел примерить на себя образ убийцы и супергероя, мелкого мошенника и спасителя человечества, гробовщика и Иисуса. В интервью THR актер заявил, что считает Моисея террористом, а также рассказал, чем помимо Библии и Корана вдохновлялся, готовясь к съемкам.

    Комментировать
  • «Оскар» 2015: Список победителей

    23 февраля 2015 / Редакция THR Russia

    Главный приз, приз за режиссуру и лучший оригинальный сценарий достался фильму «Бердмен» Алехандро Гонсалеса Иньярриту.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus