- Главная
- →
Кино- →
Рецензия: «Территория» с Константином ЛавроненкоРецензия: «Территория» с Константином Лавроненко
Сергей СиняковСнежные проcторы, cоветcкие шлягеры и щепотка душегубcтва — в приключенческой картине о поисках золота.
Советский производственный роман — достойный восхищения в своей нечитабельности литературный жанр. Но «Территория» Олега Куваева, на экранизацию которой решился режиссер Александр Мельник, — редкий образец в этой в целом бесперспективной породе. Вещь не из тех, что не дают заснуть до рассвета; продираться сквозь иные технологические пассажи не проще, чем через торосы. Но увлеченность автора предметом заразительна, и, если уж втянулся, дочитываешь до конца.
Конец 1950-х, Чукотка. Руководитель геологического прииска Территория товарищ Чинков (Константин Лавроненко) вступает в полемику с начальством. Функционер товарищ Робыкин настаивает, что работы на Территории пора сворачивать: в добываемом олове у государства уже нет той необходимости, что в военные годы, да и запасы почти исчерпаны.
У Чинкова — другой взгляд на будущее района. Он уверен, что здешние недра богаты еще и золотом. Его верные сподвижники товарищи Монголов (Егор Бероев), Баклаков (Григорий Добрыгин), Апрятин и мастер лотка по прозвищу Бог Огня готовы доказать правоту Чинкова.
Земля, по обыкновению, загадочно помалкивает, тая свои секреты. Ленинградская журналистка товарищ Сергушова (Ксения Кутепова) безвылазно сидит в холодном гостиничном номере и пишет о жизни прииска большой очерк, получая информацию из вида за окошком и разговоров заходящих на огонек мужчин. Ей хочется компота, а те к ней с коньяком да с коньяком.
Совет по написанию очерка дает журналистке геолог Гирин (Евгений Цыганов), циник и любитель сигар, но тоже, в общем-то, хороший товарищ на пути к моральному исправлению (ускорит этот путь, как ни парадоксально, перелом обеих ног). Про что девушке писать? Да вот про что: «Торбаса, пурга, энтузиазм, снежные просторы, молодой задор, старый кочевник…» По схожему беспроигрышному рецепту снята и эта картина.
В кадре — полный порядок с аутентичными торбасами (это такая меховая обувь), кочевником (укомплектованным хорошенькой внучкой, которая, как и в книге, загорает топлес — чтобы тело дышало) и советскими туристическими шлягерами. Не все тогдашние композиции уместны в закадровом исполнении современных артистов, но «Песня Бена», пускай и записана Леонидом Федоровым не специально для картины, — очень сильный номер.
Однако в первую очередь здесь все хорошо со снежными просторами. «Территория» — это очень красивые пейзажи, рядом с самодостаточностью которых проигрывают и видные артисты, и диалоги, и усилия авторов добавить динамики литературной основе (обаятельной, но не самой киногеничной), оборачивающиеся тем, что в фильме хватает и «пурги».
Персонажи-то и в книге, чуть зазеваешься, разбредаются кто куда (как оно обычно бывает с мужчинами вольнолюбивых профессий). А в обкорнанной экранной версии они и вовсе теряются, вдруг изредка возникая ради какой-нибудь загадочной реплики или поступка. Например, подло выстрелить в товарища из пистолета да и пропасть куда-то навсегда (у просветленного Куваева отрицательных персонажей и насилия нет вовсе; но Мельник, в чьей «Новой Земле» крупным планом пилили горло и коптили человечину, не находит художественное произведение возможным без хотя бы щепотки душегубства).
Зато укрупнена роль в истории женщин. В романе они выполняли пассивно-подсобные досуговые функции (вроде спирта; хорошо — когда есть, а нет — так нет), а в картине осмелели и раздухарились: «Приезжайте ко мне на прииск; небось, голые снятся!» Но мысли бородачей заняты иным: «Мы все обречены на работу. И это есть лучшая и высшая в мире обреченность».
В 1970-х роман Куваева стал культовым, позвав в горы тысячи городских энтузиастов. Фильм Мельника при солидном бюджете, внушительном списке спонсоров-золотодобытчиков в титрах и сопоставимом с блокбастерами количестве копий едва ли вызовет подобный резонанс. Он старомоден (но лишен присущей самому плохонькому советскому кино драматургической внятности), не очень-то убедителен и не зажигателен. Да и нового нашествия романтиков-геологов страна как будто не ждет; актуальнее дворники.
«Территория» / Россия, 2014 г., 157 мин. / Режиссер: Александр Мельник / В ролях: Григорий Добрыгин, Константин Лавроненко, Егор Бероев, Евгений Цыганов, Владислав Абашин, Ксения Кутепова, Константин Шелестун, Рамис Ибрагимов, Андрей Назимов, Константин Балакирев. В прокате с 16 апреля («Вольга»)
Материалы по теме
Умер Дэвид Р. Эллис
07 января 2013 / Денис ДаниловПостановщик «Змеиного полета» и нескольких сиквелов «Пункта назначения» скоропостижно скончался в возрасте 60 лет.
КомментироватьЗабавные игры. Король Купа, Горо, собака-зомби и другие персонажи видеоигр в кино, рассмешившие нас
29 июля 2015 / Аарон КоучКогда дело доходит до переноса на экран любимых героев и злодеев, результаты часто бывают неоднозначными.
Рецензия: «Малыш на драйве» Эдгара Райта
24 августа 2017 / Ярослав ЗабалуевРетро-комикс с головокружительными погонями и хорошей музыкой от режиссера «Типа крутых легавых».
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: