Рецензия: «За тридевять земель»

Рецензия: «За тридевять земель»
Постер к мультфильму «За тридевять земель»

У большинства детских мультфильмов есть одна не очень приятная особенность, которую ощущаешь не столько на психологическом, сколько на физическом уровне. Непрерывный шум, вызванный постоянными скачками громкости и меняющимися интонациями персонажей, хаотичное повествование, непрекращающееся мельтешение камеры. Уже на двадцатой минуте появляется сильный зуд в голове, спустя еще несколько мгновений начинаются мигрени. Наглядно удостовериться в этом можно на примере «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек» и его сиквела. Если первая часть — образцово-показательный мультфильм для всей семьи, то второй — полифоническая солянка для дошколят: жмяканье, чваканье, хлюпанье. Досмотреть картину до конца, не рассеивая внимание, смогут лишь самые стойкие родители. Но мультфильму «За тридевять земель» датско-шведского производства удается каким-то образом обходиться без сопровождения «шумового оркестра», оставаясь при этом интересным как для юных, так и для взрослых зрителей. Правда, последним картина Эсбена Тофта Якобсена придется по вкусу чуть больше.

Семья зайчонка Йохана жила дружно и счастливо, пока мама героя не захворала. В ту же ночь прилетел Пернатый король и забрал ее в свое царство. Когда он улетал, перо, выпавшее из его крыла, коснулось мальчика. Решив, что следующим может стать его сын, перепуганный отец берет Йохана и отправляется на рыболовном судне в открытое море, чтобы спрятать зайчонка от Пернатого короля. Но юный герой не отчаивается: каждый день он отправляет письма матери и надеется, что она вернется. Узнав, кто повинен в ее исчезновении, Йохан решает во что бы то ни стало отправиться в царство Пернатого короля и спасти мать. Но, как выяснится чуть позже, заправляет там вовсе не король, а жуткая Мора.

«Когда-то мы жили счастливо: мама, папа, я», — начинает свой рассказ юный герой. Меланхоличная музыка, дождь, воспоминания — в полудепрессивном тоне пройдет большая часть повествования. «За тридевять земель» постоянно балансирует на грани. С самого начала зрителю всячески намекают, что царство Пернатого короля — это царство мертвых. При этом в мультфильме Якобсена, в отличие от какого-нибудь «Короля льва», не рубят с плеча — да так, что следующие несколько недель детям мерещится падающий с обрыва Муфаса. Напротив. Создатели картины раскрывают тему смерти размеренно, спокойно и без надрывов, не забывая о том, какого возраста их зрители.

«За тридевять земель» больше похож на качественный детский роман, чем на волшебную сказку. Хотя практически всем пропповским функциям мультфильм соответствует. Но самое главное — картина Якобсена способствует диалогу между родителями и детьми. А не это ли важнейшая особенность любого семейного фильма? В анимационной ленте нет ярко выраженной или навязчивой морали, поэтому детям будет о чем спросить, а родителям — что ответить. «Зачем миру нужны правила?», «Почему нельзя просто взять и вернуться из царства Пернатого короля?», «А что такое ничто?» и «Кто такая Мора?» — готовы ли вы ответить на все эти вопросы? Если да, то семейный просмотр мультфильма доставит не только удовольствие, но и определенную пользу.

То ли скандинавы где-то перегнули палку, то ли мы слишком избалованы голливудской продукцией, но даже при всех своих достоинствах «За тридевять земель» оставляет несколько скомканное впечатление. Создатели картины не пытаются скрывать малобюджетность своего проекта, размывая картинку или насыщая ее яркими красками. Пластиковая анимация, низкая детализация, бледные текстуры. Все это приправлено депрессивными декорациями: ржавые трубы, унылые города, серая природа, дымка. При этом один мир визуально практически не отличается от другого. Оно и понятно, упор сделан на историю, но все же... В итоге мультфильм создает не столько магический, сколько сюрреалистический эффект. Но это, к сожалению, не авторская задумка, а технические просчеты. Возможно, в двухмерном пространстве мультфильм чувствовал бы себя гораздо комфортнее. Те же «Тайны Келлс» уже доказали, что двухмерная анимация в руках толкового художника может быть в десятки раз красивее многомиллионных блокбастеров.

Так или иначе, картине Якобсена вполне по силам произвести на детей такой же эффект, который производит на школьников «Таинственный пасьянс» Юстейна Гордера или «Жан Кристоф» Ромена Роллана на зрелых подростков и взрослых. В то же время не восхищаться смелостью создателей практически невозможно. Кто еще из представителей современной мультипликации готов взяться за тему смерти — и раскрыть ее так, чтобы ребенок не испугался?

За тридевять земель /Resan till Fjäderkungens Rike/ Дания, Швеция, 2013, 78 мин. Реж.: Эсбен Тофт Якобсен. В ролях Эдвин Ридинг, Тува Новотны, Густаф Хаммарстен, Леннарт Якель, Сиселла Кайл, Лейф Андре. В прокате с 17 июля («Премиум Фильм»)

Материалы по теме

  • Титан и «Прометей»: страхи и достоинства Майкла Фассбендера

    03 июня 2012 / Памела МакКлинток

    Кого ни спросишь в киноиндустрии про Майкла Фассбендера, все как один отвечают: «Звезды подобной величины вспыхивают не каждый день». За последнюю пару лет актер успел сыграть в таких громких проектах, как «Стыд», «Опасный метод» и «Прометей», поработать с мэтрами – Тарантино, Содербергом, Ридли Скоттом и Кроненбергом. И это он только разминается.

    Комментировать
  • Марк Уолберг и Дензел Вашингтон вынуждены работать вместе в трейлере «Двух стволов»

    29 марта 2013 / Денис Данилов

    Два оперативника под прикрытием захватят экраны в августе этого года.

    Комментировать
  • В новых «Звездных войнах» появится Чубакка

    08 апреля 2014 / Редакция THR Russia

    И сыграет его не кто-нибудь, а Питер Мэйхью, оригинальный исполнитель роли большого мохнатого вуки.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора