Римский кинофестиваль: любовь в голове и нож в сердце

Римский кинофестиваль: любовь в голове и нож в сердце

Самое сложное на любом кинофестивале — понять, куда бежать. Иногда это очевидно, как, например, с фильмом Спайка Джонза «Она», который нельзя было пропустить, а иногда приходится идти в зал на свой страх и риск, потому что про громкие имена и так все напишут, а новое и неизвестное может внезапно оказаться интересным. В итоге просмотренные фильмы, вне зависимости от принадлежности к какой-либо программе, складываются в некий личный рейтинг.

1. «Сквозь снег» (Snowpiercer), Южная Корея

Фильм-антиутопия корейского режиссера Пона Чжун Хо, показанный в день открытия фестиваля вне конкурса, пока удерживает верхнюю позицию в моем чарте. Ну, во-первых, это кино завязано на уничтожении большей части человечества (а кто тут честно скажет, что он не мизантроп?). Во-вторых, все действие происходит в ограниченном пространстве поезда, который мчится без остановки, прорываясь сквозь снежные завалы и ледяные глыбы - сам по себе сильный визуальный образ, и все это сделано потрясающе красиво. И в третьих, там совершенно невероятная Тильда Суинтон, исполняющая роль пропагандиста-карателя для тех, кому не повезло ехать в последнем классе. Она приходит в народ, что твой Гитлер в юбке, с этими невозможными очками, со вставной челюстью, и вещает-вещает-вещает, завершая свой спич фразой «So it is». Хочется немедленно взять и... допустим, придушить. Спойлить не буду, но мало не покажется там всем, кроме, разве что, белого медведя. И совершенно непонятно, почему до сих пор не определена дата российского релиза - где еще показывать тоталитарные антиутопии, как не в России?

2. «Она» (Her), США

Фильм - явный фаворит основного конкурса фестиваля, по крайней мере, судя по тому, какой ажиотаж вызвала его презентация. К красной дорожке, где появились актрисы Скарлетт Йоханссон и Руни Мара, актер Хоакин Феникс и режиссер Спайк Джонз, без специальной фотоаккредитации было просто не подобраться, а на показе зал был забит под завязку - кажется, чуть не впервые в жизни мне пришлось смотреть кино, сидя на ступеньках. И оно того стоило - история про то, как одинокий, недавно разведенный писатель (который, кстати, сочиняет письма за других людей - немного странная работа), влюбляется в умную операционную систему по имени Саманта (ее как раз и озвучила Скарлетт Йоханссон, самой актрисы в фильме мы не увидим, увы), получилась по-настоящему трогательной. Любовь, существующая исключительно в виртуальном пространстве, или, что еще хуже, в голове отдельно взятого субъекта - это не про компьютеры, это про жизнь. Ясно, что все эти попытки найти для возлюбленной подходящий облик или устроить двойное свидание изначально обречены на провал. Но все-таки когда на экране появляется надпись «Система недоступна», сердце предательски сжимается, и паника героя становится абсолютно понятной. В фильме мало действия и много диалогов, он неспешный и тягучий, его нужно (и хочется) пересматривать несколько раз. 

3. «Ромео и Джульетта» (Romeo and Juliet), Великобритания

Новая версия шекспировской трагедии, поставленная режиссером Карло Карлеи, уже пережила мировую премьеру в сентябре, но в Италии была показана впервые. Режиссер-итальянец, следуя букве авторского текста, снимал этот фильм на родине героев - в Вероне и в Мантуе (ну и некоторые сцены - на римской киностудии Чинечитта). Сценарий написал англичанин Джулиан Феллоуз, написавший сценарии к фильму «Госфорд-парк» и сериалу «Аббатство Даунтон», а также роман «Снобы». Он отредактировал шекспировский текст, добавив кое-что и от себя - историю оставили в ее оригинальном времени, но максимально адаптировали для нынешнего молодого поколения, также во многом благодаря кастингу. Роль Ромео сыграл молодой британский актер Дуглас Бут - юноша такой невероятно приторной красоты, что Роберт Паттинсон нервно курит. Джульетта же, напротив, не так чтобы красавица - ее роль исполнила восходящая американская звезда, дико талантливая Хейли Стейнфилд, сыгравшая в фильмах «Железная хватка» и «Игра Эндера». Кстати, из-за того что актрисе на момент съемок было всего 15 лет, все заранее задуманные эротические сцены пришлось выкинуть из сценария. Но фильм от этого немного потерял, он и без того сделан изящно, местами с юмором, и отчего-то до последнего надеешься, что все закончится хэппи-эндом.

4. «Я не он» (I am not Him), Турция, Греция, Франция, Германия

Дальше будет нечто из рубрики «Странное». Турецкое кино от режиссера Тайфуна Пирселимоглу начинается как обычная социальная драма - одинокий разнорабочий в столовке влачит довольно унылое существование, покуда в его жизни не появляется роковая посудомойщица, как бы смешно это ни звучало. Тем не менее, ее муж сидит в тюрьме, и выясняется, что новый ее любовник похож на него, как однояйцевый близнец. Для полного сходства (трудно понять, зачем) тот начинает носить одежду и очки арестованного, называется его именем и даже делает себе такую же татуировку. Дальше хуже - дама внезапно погибает, убитый горем любовник переезжает в другой город и встречает там проститутку... правильно, как две капли воды похожую на его умершую возлюбленную. В довершение всего выясняется, что муж-арестант сбежал из тюрьмы, и полиция ловит... правильно, нашего героя, которому поди теперь докажи, что он не тот, за кого себя выдавал. Это все очень сложно для понимания, но в целом получается какая-то дикая помесь Достоевского и «Джентльменов удачи». «Я Доцент!» - «Поздравляю». Теперь это надо как-то развидеть.

5. «Печаль и радость» (Sorrow and Joy), Дания

Продолжаем рубрику «Странное». Внутренний голос говорил, что лучше пойти выпить кьянти и погулять по Пьяцца Дель Пополо, но нет, профессиональная сознательность загнала в кинозал на поздний показ еще одного конкурсного фильма, на этот раз от датского режиссера Нильса Мальмроса. Честно скажу, я практически никогда не ухожу с показов, даже если фильм откровенно ужасен, заставляю себя досмотреть до конца - наверное, из уважения к труду режиссера. Тем более когда вся съемочная группа сидит в зале и смотрит фильм вместе с тобой, и каждый ушедший зритель для режиссера как нож в сердце. Поэтому нож пришлось принять на себя, практически в буквальном смысле: муж приезжает домой и узнает, что его жена зарезала - ну да, кухонным ножом - их девятимесячного ребенка. Далее история отматывается назад в попытке дать объяснения этому происшествию: оказывается, муж - кинорежиссер и снимает фильмы с несовершеннолетней актрисой, а у жены давно психические проблемы и она его отчаянно ревнует к нимфетке, настолько, что не может спать и совершенно съезжает с катушек. Самое прекрасное, что через пару дней после убийства ребенка и упекания жены в психушку режиссер едет на Берлинский кинофестиваль с той самой нимфеткой и даже получает там награду - европейское кино такое европейское кино. Но на аплодисменты меня уже не хватило. Извините.

Материалы по теме

  • Трейлер фильма «Мрачные тени» (ВИДЕО)

    15 марта 2012 / Илья Кувшинов

    Джонни Депп в роли двухсотлетнего вампира Барнабаса Коллинса в ролике новой готической комедии Тима Бертона.

    Комментировать
  • Райан Гослинг грабит банки в трейлере «Места под соснами»

    21 декабря 2012 / Илья Кувшинов

    Премьерованная на кинофестивале в Торонто драма выйдет в отечественный прокат 16 мая.

    Комментировать
  • Берлин 2013: 1610 апплодисментов Борису Хлебникову в дневнике Елены Слатиной

    08 февраля 2013 / Елена Слатина

    Берлинский фестиваль – это то редкое мероприятие, где всю власть и внимание имеет Режиссер. Официально кино давно перестало быть режиссерским – решения принимают продюсеры, внимание журналистов привлекают актеры, и даже самые независимые режиссеры подписывают контракты со студиями, фактически становясь нанятой творческой единицей. В этом процессе нет ничего противоестественного. Просто на Берлинале приятно чувствовать, что здесь все так, как и должно быть в кино.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus