«Сандэнс» 2017»: «Страшилка», геи и Ближний Восток

«Сандэнс» 2017»: «Страшилка», геи и Ближний Восток
Кадр из фильма «Назови меня своим именем»

«Слезы Сирии» (Cries From Syria)  / Премьеры

Oдной из главных тем документальной секций фестиваля стала Сирия. Первым показали фильм Евгения Афинеевского «Слезы Сирии». Лента знакомит зрителя со всей хронологией конфликта: от правления Хафеза Асада до наших дней. История людей, которые хотели перемен после 40-летней жестокой диктатуры – однако получили гражданскую войну с применением химического оружия, массовыми бомбардировками и очень туманным будущим.

Как и предыдущая работа украинского режиссера «Зима в огне», фильм делится на две части: хроника с мест событий и интервью с непосредственными участниками. Стоит отметить, что около половины всех интервьюируемых – дети. С одной стороны, они рассказывают истории о бомбардировках в школах, о том как гибнут их одноклассники. Однако в то же время смело рассуждают о политике, врагах и путях решения проблем.

Фильм можно рассматривать как одну из точек зрения на события в Алеппо. И, в отличие от «Зимы в огне», Россия здесь одна из главных тем фильма. Мастерское жонглирование пленкой, рассказ от лица детей, сбивчивость в фактах – Россия представлена в фильме как безжалостная террористическая организация, которая намного хуже и опаснее исламских радикальных группировок.

Из-за важности темы, неудивительно, что HBO купил права на показ фильма еще за месяц до премьерного показа – лента может служить хорошим введением в вопрос конфликта, пусть и слегка однобоко, на мой взгляд.

«Город-Призрак» (City of Ghost) / Документальный конкурс - игровая секция

Eще одна документальная лента о войне в Сирии. В отличие от своего украинского коллеги, автор нашумевшего хита «Земля Карателей» Мэтт Хейнеман решил немного отойти от политики. Его новый фильм рассказывает о группе журналистов RBSS («Raqqa Is Being Slaughtered Silently»), которая ведет войну против ИГИЛ на информационном поле. Как заявляет один из участников проекта – камера бьет куда сильнее, чем оружие.

Тяжелый фильм о том, как команда анонимных журналистов (как правило, выходцы из семей со средним достатком) одни из первых начали активно сообщать миру все то, что происходит у них в городе: массовые казни, похищения, пытки. Как ИГИЛ вербует детей и уничтожает спутниковые тарелки, чтобы никто не имел доступ к интернету и телевидению. Однако, благодаря добровольным репортерам и просто небезразличным людям, в фильме очень много уникальной хроники с улиц города Ракка, включая кадры особой жестокости. Многие зрители, сидевшие вокруг меня, время от времени закрывали руками глаза – не выдерживая уровень насилия в фильме.

Важный документальный фильм, который окончательно закрепляет за Хейеманом статус одного из главных военных документалистов мира. Что более важно, успех этого фильма означает значительное увеличение общей осведомленности простых людей о всех ужасах, что происходит в Сирии. И как главная цель – победить врага совместными усилиями, в том числе и на информационном поле.

«Назови меня своим именем» (Call me by your name) / Премьера

Режиссер Лука Гуаданьино после успеха фильма «Большой всплеск» решил экранизировать роман Андрэ Акинама «Назови меня своим именем». Оливер (Арми Хаммер) приезжает погостить к семье профессора археологии (Майкл Стулбарг). Однако это совсем не нравится сыну профессора – 17-летнему парню Элио, так как теперь он вынужден делить свою комнату с незнакомцем. Со временем они становятся друзьями, а потом и вовсе понимают, что не могут жить друг без друга.

Это легкая, местами смешная (забавных моментов действительно хватает) лента, в отличие от большинства картин с такой тематикой, не скатывается в занудство, морализаторство или оправдание гомосексуализма. Хотя формально фильм и очередная вариация на тему - oднако то, насколько это филигранно исполнено, с какой любовью поставлена каждая сцена, заслуживает высшей оценки. Как раз тот случай, где место действия играет одну из главных ролей. Такую Италию мог показать только человек, родившийся там: эта природа, улицы, люди, дома – зритель моментально влюбляется в этот совершенно другой мир. Сложно представить более идеальной обстановки для такой истории.

Фильм доберется до российских экранов осенью, поближе к наградному сезону. Наверное, не стоит бросать громкие слова сразу после премьеры – но что-то мне подсказывает что об этой картине будут говорить не только в этом году.

«Чистокровный» (Thoroughbred) / Премьеры

История странной дружбы между дочерью богатого бизнесмена Лили (Ана Тейлор-Джой) и Амандой, апатичная ко всему школьница, о которой говорит весь город после того, как та обезглавила лошадь. После очередного семейного конфликта Лили приходит идея расправиться со своим отцом. Для этого дела она нанимает местного хулигана Тима (Антон Ельчин).

«Чистокровный» - гармоничный симбиоз черной комедии и леденящего триллера. Одним из ближайших аналогов фильма можно назвать «Смертельное влечение» (Heathers), однако здесь все намного мрачнее. Что обращает на себя внимание, так это интересный каст: пару лет назад вся индустрии говорила о талантливой британке Оливии Кук после фильма «Я, Эрл и умирающая девушка» (премьера, к слову, состоялась на «Сандэнсе»). Актриса «Ведьмы» и недавнего «Сплит» Ана Тейлор-Джой - еще одна звездочка, которую несомненно ждет большое будущее. Однако Антон Ельчин затмевает на экране всех в образе нерешительного хулигана, который грезит стать главным гангстером города: дайте ему только пару лет. Это, пожалуй, один из самых интересных ролей Антона за его непродолжительную, но насыщенную карьеру. Голливуд несомненно потерял очень харизматичного и интересного актера.

Дебютант Кори Финли абсолютно точно использовал свой шанс, выжав максимум из имеющегося материала. Но, как оказалось, эта по-хорошему необычная картина стала некой прелюдией перед еще более странным фильмом.

«Страшилка» (A Ghost Story) / Премьеры

В отличие от многих фильмов на «Сандэнсе», о «Страшилке» почти ничего не было известно заранее. Серьезный ажиотаж до премьеры сменился широким обсуждением после. История начинается со смерти героя Кейси Аффлека, после чего он перерождается в приведение. Двигаясь по спирали времени, «оно» пытается понять причину своего существования.

Историю приведения, которое не может покинуть свой дом, уже трактуют как притчу об одиночестве. Кто-то отмечает, что это фильм о роли во вселенной каждого отдельного человека. Интересно, что хотя странный финал не дает каких-либо прямых ответов, после него лично у меня не осталось вообще никаких вопросов (до третьего акта их было с десяток). Конечно, многие будут обсуждать 10-минутную (!), снятую одним дублем, сцену, где Руни Мара поедает яблочный пирог. Но это настолько мастерски сделано, что зритель понимает логичность ее действий на подсознательном уровне. Фильм может показаться медленным, глупым, претенциозным. Однако это просто другое кино. Другой зрительский опыт, уникальный эксперимент, который далеко не факт, что всем придется по душе, но попробовать посмотреть на это определенно стоит.

Есть небольшая надежда, что прокатчики одумаются и переименуют фильм как «История призрака». Иначе множество людей будут обмануты маркетологами, которые продадут зрителю фильм ужасов «Страшилка» со звёздными актерами от создателя «Пит и его дракон», а не то, чем фильм действительно является: медитацией о жизни и смерти от одного из самых занятных артхаусных режиссеров США.

Материалы по теме

  • «Сандэнс 2017»: Сальма Хайек vs Кейт Бланшетт

    27 января 2017 / Евгений Попов

    Две актрисы сыграли две блестящие роли – специальный корреспондент THR посмотрели эти и другие фильмы на фестивале американского независимого кино и рассказывает, что к чему.

    Комментировать
  • Фестиваль «Сандэнс» объявил своих победителей

    30 января 2017 / Редакция THR Russia

    Главный фильм конкурса - «В этом мире я больше не чувствую себя как дома».

    Комментировать
  • «Сандэнс 2017»: бенефис Джека Блэка, трансформация Лили Коллинз и худший фильм года

    30 января 2017 / Евгений Попов

    Фестиваль завершился, но мы продолжаем рассказывать о самых интересных фильмах смотра.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus