Шон Пенн: «Я не считаю себя актером от Бога»

Шон Пенн: «Я не считаю себя актером от Бога»
Шон Пенн

Вы никогда не относились к тем актерам, которые бегают в боевиках с оружием наперевес, хотя возможность была, и не раз. Почему вы все же решились на такой эксперимент и чем вас привлек «Ганмен»?

— В последнее время я часто слышу этот воп­рос: не повлияет ли участие в этой картине на мою карьеру в дальнейшем? Не знаю. Правда, не знаю. Я всегда живу одним­-единственным фильмом, не задумываясь о будущем, не выстра­ивая хитроумных стратегий. А впрочем, посмот­рите не меня: ну какая из меня экшен-­звезда? Я ж не Харрисон Форд, который всю свою карь­еру умудрился выстроить на подобных кар­тинах. А начинать в моем возрасте уже как­-то поздновато — все эти боевики с участием пожи­лых суперменов вызывают странные чувства. И не только у меня. Вы спрашиваете, почему в таком случае я вообще согласился сняться в «Ганмене»? Да потому что этот фильм совсем не похож на весь тот поток экшена, который льется на киноэкраны. «Ганмен» — из редкой породы боевиков, которые лично я мог бы смотреть без малейшего чувства вины.

— Связано ли это с тем, что вы сами приложили руку к сценарию фильма? И кстати, что вас заставило присоединиться к сценаристам картины Питу Трэвису и Дону МакФерсону?

— Я очень быстро нашел общий язык с Пьером Морелем (режиссером «Ганмена». — THR), и мы с ним решили, что мое участие в работе над сце­нарием освободит ему время для того, чтобы под­готовиться к съемкам. В то время как режиссер занимался поиском локаций и проведением кас­тингов, я общался с консультантами, которые по­зволили добавить нашей истории правдоподобия. Я и на предыдущих проектах сталкивался с от­ рядами особого назначения и прочими организа­циями этого толка и знаю, как часто киношники делают досадные ляпы, когда берутся за подобные темы без тщательной подготовки. А мне так хоте­лось этого избежать!

— Каковы ваши впечатления от работы с Идрисом Эльбой, Рэем Уинстоном и Хавьером Бардемом?

— А какой ответ вы хотите услышать? Вы только что перечислили одних из лучших актеров наше­го времени. Работать с ними было сплошным удо­вольствием. Что тут еще скажешь?

— Съемки фильма «Ганмен» прошли на двух континентах — в Великобритании, Испании и ЮАР. В какую из локаций вы бы хотели вернуться для работы над следующими проектами?

— В Барселону — это потрясающий город. Идеальное место, чтобы делать кино. Много лет назад я уже собирался сниматься на фоне архитектурных шедевров Гауди — жаль, что тот проект Джона Кассаветиса так и не состоялся. Забавно, что, когда я впервые прочел сценарий, мне показалось, что действие происходит в пригороде Нью-Йорка. Никаких конкретных обозначений в тексте я не нашел и высказал свое предположение режиссеру. «Нет, нет и нет. Никакого Нью-Йорка! — заявил тут же Джон. — Эта история должна происходить в городе, в котором лучше всего сервируют спиртные напитки». Как вы понимаете, он имел в виду Барселону.

— В титрах «Ганмена» вы значитесь не только как сценарист и исполнитель главной роли, но и как продюсер. С какой целью вы возложили на себя еще и продюсерские обязанности?

— Мне просто хотелось держать все под контролем и время от времени ставить Джоэла Силвера (одного из продюсеров фильма, известного по таким проектам, как «Смертельное оружие», «Хищник», «Крепкий орешек» и «Матрица». — THR) в безвыходное положение. Чувствую себя некомфортно, когда у меня есть только обязанности и совсем никаких прав.

— Между актером Шоном Пенном и героем картины Джимом Террье — международным наемником, который убивает людей за деньги, — лежит целая пропасть. Было что-то, что вас особенно удивило при работе над этим героем?

— Его образ мышления. Мой герой — исполнитель высочайшего класса, прошедший специальные тренинги, на которых учат не только метко стрелять, но и, главное, обезличивать свою цель. Однако по ходу развития истории все становится, конечно же, очень личным — как и происходит обычно в реальной жизни. Обменивать чужие жизни на деньги — это совсем не моя история. Хотя чувство, что работа для тебя становится чем-то личным, что ты эмоционально к ней привязываешься, мне как раз хорошо знакомо. Именно поэтому «Ганмен» — не совсем обычный, на мой взгляд, боевик. Это история об очень противоречивом человеке, который убивает очень плохих людей. В экшен-фильмах с каким-нибудь Лиамом Нисоном (одним из самых успешных была «Заложница», снятая как раз Пьером Морелем. — THR) вы никогда ничего подобного не увидите. Взамен вам предложат взглянуть на подвиги очень порядочного мужчины с приятным лицом, мелодичным голосом и почти двухметровым ростом, который борется со злом ради спасения своей жены и детей.

— В картину вошло немало жестоких схваток с участием вашего персонажа. Надеюсь, на съемках обошлось без ранений и травм?

— Была пара мелких ушибов — настолько мелких, что о них и говорить, пожалуй, не стоит. В этом смысле мне повезло. Впрочем, к концу работы над фильмом я чувствовал себя совершенно разбитым, но это был уже суммарный эффект.

— Несмотря на то что «Ганмен» — это далеко не комедия, в зрительном зале часто слышался смех во время сеанса. Вас это удивило? Или вы рассчитывали на то, что какие-то моменты будут казаться смешными?

— Не думаю, что мы на что-то рассчитывали. Но когда я первый раз смотрел этот фильм, то и сам не мог удержаться от смеха в нескольких сценах. При этом я точно знал, что никаких комедийных элементов мы туда не вложили — все было очень и очень серьезно. Но все это не имеет никакого значения. Ведь важно не то, что мы хотели в этом фильме сказать, а то, что в нем увидели зрители.

— Не так давно вы отказались от своей богатой коллекции пистолетов, полностью пересмотрев свои взгляды на оружие. Вас не коробит, что насилие демонстрируется в «Ганмене» как развлечение? Как это сочетается с вашими нынешними взглядами?

— А откуда вам знать, каких я сейчас придерживаюсь взглядов? В Интернете было написано? (Улыбается.) Проблема тех цитат, которые вы читали в Сети, в том, что они вырваны из контекста и слегка доработаны журналистами. Мы же знаем, что в редакциях каждую фразу пропускают через фильтр под названием «Продаваемо или нет». Одним словом, мое нынешнее отношение к оружию не укладывается в одну броскую фразу. Это разговор на пару часов — отложим его до лучших времен.

— А как вам удалось заманить на съемки этой картины обладателя премии «Тони» Марка Райлэнса? Очевидно, что «Ганмен» — тоже не совсем в его репертуаре.

— Лет двадцать назад я впился зубами в лодыжку Марка и начал медленно тащить его к краю сцены. Недавно наконец дотащил и смог толкнуть в мир кино. Время сыграло мне в этом случае на руку.

— Сниматься в кино вы начали более тридцати лет назад. Как за прошедшие годы изменился ваш подход к актерской работе?

— Я не считаю себя актером от Бога. Чтобы смотреться на экране достойно, я долгие годы постигал необходимые для этой профессии навыки. Учился правильно читать сценарий и готовиться к роли, работал над внутренним освобождением, боролся со своими страхами. Я проделал огромную работу и, если честно, очень горжусь собой. Со временем играть в кино становилось все легче и легче. На новый проект я уже приходил не с пустыми руками, а с огромным набором инструментов, которые я мог использовать в нужный момент, не теряя времени на подготовку. Мне приятно осознавать, что теперь я готов к чему-то большему — к работе с лучшими режиссерами, к созданию самых неожиданных образов. Знаете, у каждого режиссера свой уникальный подход к работе. Клинт Иствуд, к примеру, действует как руководитель джаз-банда. Чтобы выстроить сцену, ему нужно, чтобы каждый актер вовремя вступил, не фальшивил, выложился по максимуму. Только тогда на экране возникает то, что мы называем магией кино. А другие собирают картины из коротких фрагментов, и это тоже интересный подход. В этом дубле хорошо выступил один актер, в этом — другой. И шаг за шагом, как пазл, собирается достойная сцена. Очень важно хорошо знать своего режиссера и разделять его основные принципы. И тогда ты просто приходишь на съемки и приступаешь к работе.

— Ориентировались ли вы на какие-то конкретные экшен-картины, когда работали над «Ганменом»?

— Поначалу мне вообще-то казалось, что мы будем делать что-то вроде «Отрочества». (Смеется.)

— Любопытно, что вы упомянули именно об этой картине. Ведь «Отрочество» считалось в этом году одним из фаворитов на главный «Оскар», и именно вы объявляли победителя в этой категории. После церемонии было много разговоров о вашей шутке в адрес Иньярриту («Кто дал этому сукину сыну грин-карту?» — произнес Шон Пенн перед тем, как назвать «Бердмен» лучшей картиной года. — THR). Вы не думали, что ваши слова могут прозвучать оскорбительно?

— Какого черта? Это была просто шутка. Тотальная политкорректность — это бич нашего общества. Она приводит к тому, что ты теряешь чувство юмора и начинаешь себя цензурировать, а такого происходить не должно. Почему я произнес эти слова? Потому что Алехандро — совершенно особенный человек, с которым я давно и близко знаком (в 2003-м Пенн снялся у Ильярриту в драме «21 грамм». — THR), а «Бердмен» — совершенно особенный фильм. И когда ты стоишь на сцене, открываешь заветный конверт и узнаешь, что твой друг только что стал обладателем «Оскара», тебе очень хочется подать ему какой-нибудь знак, чтобы он обо всем узнал первым — за мгновение до того, как о его победе узнает весь зал и весь мир. Так я и сделал. Эту фразу я произнес исключительно для него, и мне глубоко плевать на тех, кого она по каким-то причинам обидела.

— Тогда же, на «Оскаре», в своей вступительной речи вы заявили, что хороший фильм и фильм, успешный в прокате, — это отнюдь не одно и то же. Что вы имели в виду?

— Каждый раз, когда я пытаюсь предсказать прокатную судьбу ленты, я ошибаюсь. Даже смешно. Картины, которые мне искренне нравятся, собирают всего три копейки, а те, что зарабатывают миллионы, я просто на дух не переношу. Впрочем, я ничего не имею против коммерческого кино. Пусть будет, раз все его любят… Может, дело в том, что я просто старею?

«Ганмен» (The Gunman) / Испания-Великобритания-Франция, 2015 г., 115 мин. Режиссер: Пьер Морель. В ролях: Шон Пенн, Хавьер Бардем, Рэй Уинстон, Жазмин Тринка, Идрис Эльба, Марк Райлэнс, Петер Францен, Билли Биллинхэм, Дэниэл Адегбойега, Адэ Ойефесо. В прокате с 18 июня («Вольга»)

Материалы по теме

  • Круглый стол THR с актрисами из сериалов: «Молоко из моей груди потекло прямо на Джорджа Клуни. Было неловко»

    24 июня 2014

    Клэр Дэйнс («Родина»), Джулианна Маргулис («Правильная жена»), Вера Фармига («Мотель Бейтсов»), Сара Полсон («Американская история ужасов»), Джессика Паре («Безумцы») и Кери Рассел («Американцы») рассказали THR о сумасшедших фанатах, откровенных сексуальных сценах и принесенных ради ролей жертвах.

    Комментировать
  • Внучка Моргана Фримана была убита во время обряда «экзорцизма»

    18 августа 2015 / Редакция THR Russia

    По словам очевидца, бойфренд Идины Хайнс пытался изгнать из девушки «бесов».

    Комментировать
  • Брайан Крэнстон поборется за сердце дочери в комедии «Почему он?»

    26 августа 2015 / Редакция THR Russia

    Соперничать актеру предстоит с Джеймсом Франко, который сыграет в фильме роль нагловатого миллиардера.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus