Торонто 2018: Стив Карелл против наркомании, Рассел Кроу – против геев

Торонто 2018: Стив Карелл против наркомании, Рассел Кроу – против геев
Кадр из фильма «Красивый мальчик»

В этот фестивальный день у THR случайно подобралась «подростковая программа»: мы смотрели кино про бунтующих мальчиков и девочку. Но если фильмы про мальчиков поднимали душераздирающие проблемы зависимости и принятия самого себя, то кино про девочку замаскировалось под легкую историю Золушки, хотя на самом деле говорит о не менее серьезных вещах.

 «Красивый мальчик» (Beautiful Boy)

Реальная история Ника Шеффа, чью биографическую книгу экранизовал Феликс ван Грунинген, а спродюсировал Брэд Питт. История самая обычная: Ник — наркоман. Его родители развелись, когда он был маленьким, но у Ника создались прекрасные отношения с отцом и его новой семьей, да и с мамой тоже все хорошо. У Ника нет никаких видимых причин подсесть на наркотики — поначалу мы так и ждем, когда же нам покажут какую-нибудь драму, толкнувшую парня на скользкую дорожку, но нет, у него все хорошо. И именно в этом — главный драматический момент и мессадж картины: чтобы стать наркоманом, в жизни необязательны черные полосы.

Кадр из фильма «Красивый мальчик»

Отец Ника Дэвид отчаянно пытается спасти сына. Он разыскивает его по ночам, обзванивает больницы, устраивает в клиники, беседует с наркоманами, чтобы понять, что и как думает ребенок, и даже разок принимает кристаллический мет — опять же, чтобы понять, что как он влияет на сына. Но ничего не работает: Ник бросает и начинает снова. Как-то он пробыл в завязке 14 месяцев, но снова сорвался, вломился с подружкой в дом отца украсть вещей на продажу — и после этого Дэвид сдается. Одна из самых сильных сцен, картины — когда он отказывает в очередной раз позвонившему Нику в помощи и советует тому обратиться к спонсору, потому что он, отец, бессилен.

«Красивый мальчик», на первый взгляд, может показаться очередной историей о том, как это ужасно и бесповоротно — быть наркоманом. Что бывший наркоман — зачастую утопия (хотя сам Ник чист уже 8 лет и выпустил книгу о своей проблеме). И мы не раз уже видели все это, начиная с «На игле» и заканчивая ее сиквелом. Понятно, что говорить о проблеме нужно до тех пор, пока она не исчезнет — а финальные титры говорят нам, что в Америке ежедневно случаются передоз у людей до 50 лет, в стране — настоящая эпидемия наркомании, и если вам нужна помощь — она существует, надо только за ней обратиться. Но, казалось бы, что нового скажет нам картина про человека, который не может справиться со своими демонами?

Фокус в том, что фильм — не про Ника, а про его отца. Про те круги ада, которые проходят близкие зависимых людей — и режиссер заставляет нас пройти эти круги вместе с ними. Пытаться найти причину и осознать, что ее — нет. Раз за разом вытаскивать из притона, передоза — и осознать, что ты не можешь никого спасти против воли. Сдавшись, Дэвид с женой идут в клуб родственников зависимых людей — потому что им помощь нужна не меньше: справиться с потерей и принять свое бессилие.

Тимоти Шаламе, сыгравший Ника, безусловно, один из лучших молодых актеров Голливуда — но все картина держится на Стиве Карелле, который тут просто велик. Он играет тонко, тихо, сдержанно и в то же время яростно, передавая нам через экран всю боль отца, который любит своего ребенка, но ничего не может с ним поделать. «Красивый мальчик» — песенка, которую он пел сыну на ночь в детстве, и этот мальчик исчез, и Дэвид снимает все его фотографии со стены: молча и без слез, которые он выплакал чуть раньше. Очевидно, что Карелла будут продвигать за эту работу на «Оскар» — совершенно заслуженный.

«Красивый мальчик» еще не куплен для российского проката — и если кому-то хватит куража показать нам эту историю, честь ему и хвала: эпидемия наркомании в России ничуть не меньше американской.

«Исчезнувший мальчик» (Boy Erased)

Еще одна экранизация биографии подростка — Джерри Конли из Арканзаса, снял которую актер Джоэл Эдгертон (а еще спродюсировал и написал сценарий в соавторстве с Джерри). Арканзас — религиозный штат, отец Джерри — баптистский пастор, сам Джерри тоже верит в Бога — но внезапно признается родителям, что думает о мужчинах. Отец собирает совет пасторов, которым Джерри подтверждает свои искренние намерения измениться. И тогда его отправляют в спецлагерь на конверсионную терапию, где под присмотром куратора Виктора Сайкса с помощью слова Божьего, физкультуры и промывки мозгов и таких, как Джерри, пытаются сделать «нормальных» людей. «Вы — как доллар, — говорит геям и лесбиянкам Виктор. — Если его смять или порвать — он не потеряет своей ценности». Но чем больше Джерри погружается в так называемую терапию, тем больше понимает, что меняться не собирается. Переломным моментом для него становится требование Сайкса признать, что он ненавидит отца: Джерри отриуает ненависть, уходит из лагеря, а позже пишет в Times статью о своем трагическом опыте.

Кадр из фильма «Исчезнувший мальчик»

Фильм Эдгертона (сыгравшего в картине Сайкса) — в чем-то полезнее «Красивого мальчика» потому, что показывает нам не типичную историю слома, но — нетипичную историю силы. Джерри — мальчик, который выжил: у него есть сила и стержень бороться за себя. Лукас Хеджес в этой роли сильнее, пожалуй, Тимоти Шаламе, поскольку убедительно сыграть просто Хорошего Парня — работа потруднее, чем дать драму. Режиссер разворачивает историю Джерри постепенно, флэшбеками: мы узнаём, что в колледже его почти что совратил однокурсник — и Джерри смог признаться себе, что гей. Что он пытался встречаться с девочками, но ничего не вышло. Что он проявил настоящее мужество, спокойно признавшись отцу-пастору в своих сомнениях. Нелинейное повествование потихоньку позволяет глубже передать характер парня и всю сложность его положения.

За фигуру отца здесь отвечает Рассел Кроу, который играет своего пастора так же тихо и аккуратно, как и Стив Карелл в предыдущей картине. Вообще два этих фильма показывают удивительные отцовские персонажи: это не привычные нам тираны и деспоты, выгоняющие своих детей из дома — наоборот, они искренне пытаются им помочь и их понять. Из-за этого может показаться, что в фильмах переборщили с сиропом — но нет, на самом деле перед нами обычные нормальные люди, без чрезмерного сгущения красок.

Из второстепенных персонажей отметим явление Ксавье Долана в роли одного из подопечных лагеря — его герой как раз сломлен, врет себе и в какой-то момент пытается помочь Джерри адаптироваться на терапии. Басист Red Hot Chili Peppers Фли появляется в небольшой роли физрука лагеря, воспитывающего послушников несколько тюремными методами. Николь Кидман нашла очень нежные краски для тихой мамы Джерри, которая однажды перестает молчать и встает на защиту сына.

«Исчезнувший мальчик» — вторая полнометражная режиссерская работа Эдгертона, и он сделал ровную, аккуратную и спокойную картину о том, как важно не изменять самому себе. Необходимой пиковой точкой здесь становится финальный титр о том, что лидер конверсионной терапии Виктор Сайкс живет сейчас вместе со…своим мужем. Как говорится, этим все сказано.

Фильм выйдет в наш прокат 21 марта 2019 года — он не о геях, а о людях и семьях, о мракобесии и любви, об отцах и детях. Не забудьте посмотреть.

«За мечтой» (Teen Spirit)

Макс Мингелла, сын режиссера Энтони Мингеллы и звезда сериала «Рассказ служанки», дебютировал в режиссуре легкой — с виду — историей о девочке, которая очень хотела петь. Глубинка Англии, остров Уайт. Вайолет Валенски живет в сельском доме с матерью, которая отказывается переезжать, ибо надеется, что бросивший семью муж когда-нибудь вернется. Вайолет говорит с мамой по-польски (потому что они — польские эмигранты), работает официанткой в боулинге, помогает по хозяйству с лошадьми и коровами, а вечерами тайно поет в баре. Там-то ее и заметил бывший оперный певец Влад — его позже Вайолет попросит сходить с ней на конкурс талантов Teen Spirit, потому что ей всего 17, а мама поп-пение не одобряет. Вайолет проходит в финал, Влад готов быть ее менеджером — вместе они уломали маму отпустить ребенка в Лондон на финал конкурса. Там, конечно, Вайолет подвергается соблазнам — вечеринка, приличный с виду контракт, смазливый парень. Их зародившиеся отцедетевские отношения с Владом дают суровую трещину…

Кадр из фильма «За мечтой»

Господь Бог послал Максу Мингелле Эль Фаннинг, которая обладает гипнотической силы талантом. Эль выучила для роли польский и самолично спела все песни, четыре месяца проучившись у музыкального тренера и продюсера «Ла-Ла Ленда» Мариуса де Врайса. На минуточку, Эль пела композиции Робин, Эли Голдинг, Арианы Гранде, Кэти Перри, Энни Леннокс — то есть вы понимаете, что за саундтрек еще вас ждет. Ее Вайолет — смесь невинности, железного характера и неистовой ярости, которая в итоге и побеждает на сцене. Возьми Макс другую актрису — кино развалилось бы с первых же кадров. Но с Эль эта легкомысленная на первый взгляд история превращается в нечто по-звериному живое — и кульминацией тому становится финальное выступление Вайолет под кавер Сигрид Donʼt Kill My Vibe практически в том же костюме, что надет на певице в оригинальном клипе.

Музыка вообще — одно из главных достижений фильма (после Эль, конечно). Макс Мингеллла признается, что обожает поп, считает его веселым — и очень задорно обращается с ним в картине. В целом «За мечтой» и есть легкая музыкальная история о Золушке — которую на самом деле очень сложно снять: одна фальшивая нота — и конец всему. У Мингеллы — полтора часа искренности и любви, истории учителя и ученицы, отцов и детей, правильного выбора в жизни, замаскированные под шоу талантов.

Из занимательного: продюсером вместе с Мингеллой стал актер Джейми Белл, а Макс сам написал сценарий, посвятив его отцу и матери, хореографу Кэролайн Чоа. Энтони Мингелла родился на острове Уайт и был сыном итальянских эмигрантов, Кэролайн — китаянка из Гонконга. Поэтому Максу было важно показать, что пришлый человек сможет найти свое место в жизни, если обладает талантом, характером и верой в свои силы.

«За мечтой» вы сможете увидеть в нашем прокате с 17 января 2019 года. Картина стопроцентно продлит вам новогоднее настроение.

Материалы по теме

  • Торонто 2018: «Завод» Юрия Быкова покажут на фестивале

    14 августа 2018 / Редакция THR Russia

    Также в одну из программ вошла картина «Сердце мира» Натальи Мещаниновой.

    Комментировать
  • Торонто 2018: отцы, дети и уроки истории

    07 сентября 2018 / Ольга Белик

    Джейк и Мэгги Джилленхол в драмах о тонких детских чувствах и Манчестерская резня от Майка Ли.

    Комментировать
  • Торонто 2018: Крис Пайн против Мэла Гибсона

    08 сентября 2018 / Ольга Белик

    Еще – падший кандидат в президенты Хью Джекман, маньячка Изабель Юппер и красное платье-убийца.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора