Уэс Андерсон: «Все берется из опыта»

Уэс Андерсон: «Все берется из опыта»
Уэс Андерсон

Этот материал был опубликован в июльском номере «The Hollywood Reporter – Российское издание».

— Каждый раз смотрю ваши картины — и с трудом верится, что вы родились и выросли в Техасе. Ваш юмор — скорее европейский, чем американский.

— Да уж, сильно сомневаюсь, что я когда- нибудь появлюсь в списке истинных техасцев. А сейчас меня везде и всюду окружают европейцы — и актеры, и члены съемочной команды. Когда я только задумал «Отель «Гранд Будапешт» — задолго до того, как начал прописывать историю персонажей, — я знал, что хочу снять европейское кино. Что бы это ни значило, первая мысль была именно такой. Но вряд ли можно сказать, что где-то мне особенно комфортно. Я чувствую себя американцем, когда оказываюсь в Европе, и, напротив, ощущаю себя европейцем, находясь в США.

— Но жить вы предпочитаете в Париже, а не в Штатах.

— Не сказал бы, что я там живу, скорее регулярно появляюсь. Знаете, что мне нравится в этом городе? Стоит свернуть за угол — и ты будто бы в кино оказываешься, начинается шоу. Париж — отличное место, где можно выпить кофе, погулять по книжным магазинам, а заодно и поработать.

— Ну а кроме воздуха Европы что вас вдохновляет?

— В последнее время я смотрю много фильмов 1930-х годов, в том числе комедии. Они называются «докодексовыми» — их снимали еще до того, как кодекс Хейса стал голливудским стандартом. Если объяснять проще, то такие ленты получались более… пикантными. Среди их создателей есть те, о ком я раньше даже и не слышал! Некоторые режиссеры были мне знакомы — например, Уильям А. Уэллмен или Майкл Кертиц. С творчеством же других, в частности Кларенса Брауна, столкнулся впервые.

— Но и современников вы вниманием не обходите: фильм Романа Полански «Бал вампиров» тоже оказал существенное влияние на «Отель «Гранд Будапешт».

— Да, все верно, мне очень нравится «Бал вампиров». Все эти прекрасные заснеженные крыши, персонажи, карабкающиеся по башням замка… И музыка, конечно. Александр Депла, работавший над «Отелем», хорошо знаком с творчеством Кшиштофа Комеды, автора саундтрека к «Балу вампиров», и очень любит эти композиции.

— А русские мотивы в «Отеле «Гранд Будапешт» привнес тоже Депла?

Рэндолл Постер, музыкальный руководитель проекта, как-то принес мне CD с записью балалаечного оркестра — и мне очень понравилось. Мы его слушали во время монтажа, а потом как-то между делом я начал обсуждать эту музыку с Александром. Ну и в результате мы решили задействовать разнообразные инструменты — не только балалайки, но и цитру, и альпийский рожок. В общем, собрали вместе звуки всей Европы и перемешали их.

— Персонажи картины — прямо скажем, весьма яркие и запоминающиеся. Вы их образы создавали на основе своих собственных воспоминаний или это чистая фантазия?

— Все берется из опыта — в этот раз, например, мы с Хьюго (Гиннессом, соавтором сценария. — THR) даже специально совершили большое путешествие по Европе, чтобы набраться впечатлений. В поездке, правда, почти ничего не написали, но будем считать, что это все равно была подготовка к съемкам. А что касается героев… У персонажа Рэйфа Файнса есть прототип — им стал мой давнишний близкий друг. Нет, его зовут не Густав, и он не работает в отеле, но характер и речь у него практически такие же.

— А он знает о том, что попал в кино?

— Знать-то знает, но, если бы вы его спросили, он бы все отрицал.

— Вашему другу Биллу Мюррею тоже досталась яркая роль, хоть и совсем небольшая. Вы сотрудничаете с 1998 года — со времен «Академии Рашмор» — и вместе сделали семь фильмов. Расскажите о нем.

— Мне очень повезло: я познакомился с Биллом, когда только начинал снимать кино. Так получилось, что его карьера в тот момент совершила очередной резкий поворот, и он все чаще стал принимать довольно неожиданные предложения. Мюррей — великолепный актер, и очень смешной. А еще он просто потрясающий друг! Такой, о котором может мечтать любой кинематографист. Он помогает на съемочной площадке, а ведь у него колоссальный опыт! Умный человек, на которого всегда можно положиться.

— Например?

— Из недавнего: мы открыли «Отелем «Гранд Будапешт» Берлинский кинофестиваль, а потом оказалось, что мне нужно поехать представить фильм еще на одном показе, на Фридрихштрассе. Я не готовился к дополнительному выступлению, меня вообще не предупреждали о нем! Единственное, что в тот момент пришло в голову, — позвать с собой Билла. И вот мы встали перед публикой, сообщили, что рады всех видеть, но не хотим отнимать время. А потом Билл устроил настоящее комедийное шоу на пять минут! Все были в восторге, а когда он под конец заговорил на немецком, зал вообще взорвался. В общем, на выходе мы решили, что отлично справились.

Отель «Гранд Будапешт» (The Grand Budapest Hotel) / США, Германия, 100 мин. Режиссер: Уэс Андерсон. В ролях: Рэйф Файнс, Тони Револори, Сирша Ронан, Эдриан Броуди, Уиллем Дефо, Джуд Лоу, Харви Кейтель, Билл Мюррей, Джейсон Шварцман, Оуэн Уилсон.

На DVD, Blu-ray и Digital HD с 10 июля («Двадцатый Век Фокс СНГ»)

Материалы по теме

  • Третий день Венецианского кинофестиваля в фотографиях

    31 августа 2012 / Денис Данилов

    Режиссер Спайк Ли удостоился почетной награды перед премьерой своей документальной ленты о Майкле Джексоне.

    Комментировать
  • «Я не герой» – заявляет Том Круз в полном трейлере «Джека Ричера» (ВИДЕО)

    16 октября 2012 / Денис Данилов

    Шесть выстрелов. Пять трупов. Том Круз. Кристофер МакКуарри. Вернер Херцог. Неужели, этого недостаточно?

    Комментировать
  • Рецензия: «Орлеан»

    14 сентября 2015 / Никита Карцев

    Абсурдистский юмор, Виктор Cухоруков и черная магия — в экранизации книги Арабова об искоренении зла.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора