В чем сила, брат: Вспоминая Алексея Балабанова

В чем сила, брат: Вспоминая Алексея Балабанова

Нереализованные проекты

«Река», 2002«Река», если бы я ее снял, была бы серьезным фильмом. Одним из моих лучших. Наверное, даже лучшим. Он был бы востребован во всем мире, потому что снят на якутском языке. Миша Скрябин у меня уже играл в «Реке» и «Грузе 200». Туяра Свинобоева, которая в «Реке» играла главную роль, вообще была гениальная актриса. Мы все тогда разбились на съемках, а погибла она одна. «Американец», 2004 Хороший у меня был сценарий «Американец», действительно хороший – одновременно и коммерческий, и про любовь, и про жизнь, про все. Я его год писал. Но все накрылось. Он уже устарел для меня. Время изменилось. Я дважды в одну реку не вступаю. Зачем такие вещи делать? Если не случилось, значит, кто-то не хотел, чтобы это случилось. «Кино», 2007 Возрастных запретов нет, но все же мне хочется, чтобы это были съемки школьников, так как картина рассказывает о жизни современных подростков, их мечтах, планах, первой любви. Обычно я сценарии быстро пишу, а тут застрял. Цельного пока нет ничего – общая структура, куски диалогов. Доделаю все равно. «Безымянный проект о юности Сталина» «Я побывал в Тбилиси, увидел там натуру. Саша Симонов (оператор-постановщик четырех предыдущих работ Балабанова, – THR) нашел кучу информации. Какие-то газеты начала века, где описываются эти ограбления. Этого нигде нет – то есть этого никто не знает. Пока люди собирают информацию. Потом я буду писать сценарий и снимать».

«Я тоже хочу», 2012

Идея родилась как-то сама собой. Я же про себя кино снимал. Здесь вообще нет профессиональных актеров. И никто не играет «роль». Все играют сами себя. Я не хочу артистов. Они кривляются, они из театра вышли. А эти настоящие. А себя я в новый фильм вставил… Я просто ласты собрался склеить – поэтому решил сняться. Мы все должны умереть. Это нормально.

«Кочегар», 2010

Сергей Сельянов все не хотел запускать мой сценарий, говорил, что это короткометражный фильм. Там страниц восемнадцать было. Я знал, что будет много музыки, знал, каким будет фильм. Но никому ведь ничего не объяснить. Я Сельянову очень долго все это объяснял, говорил: «Нет, это на 1 час 20 мин минимум». Получилось – час двадцать пять с чем-то.

«Груз 200», 2007

Кино бывает интересное и неинтересное, хорошее и плохое. «Груз» – кино интересное. Я показывал материал известному кинодраматургу Константину Мурзенко и спросил его: «Как ты думаешь, будут уходить люди с фильма?» Он ответил: «Уходить не будут, зато кого-нибудь точно унесут». Это взрывная картина. Ее и пересматривать будут – как «Брата».

«Морфий», 2008

Я взялся за этот сценарий, потому что его написал Сережа Бодров. Он мне очень сильно помог в жизни. Брат – это не я, это он. Потому нельзя этого не сделать, понимаете? Там, кстати сказать, очень многое не от Булгакова, а то, что Сергей придумал: сцены с Екатериной Карловной, эротические сцены. Я все оставил. По моему ощущению, «Морфий» для всех. И для критиков, и для людей.

«Мне не больно», 2006

«Мне не больно» очень многих задел. У меня была задача, чтобы девушки заплакали. Но мне звонили много раз и говорили, что мужчины плачут тоже. Потому что это хорошее жанровое кино.

«Жмурки», 2005

Такого кино у нас не было – это первый русский комикс. Никакой не реализм, никакой привязки по местности. «Жмурки» – сознательно вторичный фильм, калька с западного кино – тарантиновского и прочего. Я не скрываю это, где-то даже подчеркиваю.

«Война», 2002

Война – это страшно, странно, плохо... Война – это неестественно, На ней очень много правд. Прежде чем снимать, я много беседовал с теми, кто воевал в Чечне, с чеченцами. Я не считаю, что сделал неполиткорректный фильм. Прежде всего я снимал хорошее кино. В своих фильмах я показываю вещи такими, как они есть. И говорю о них то, что думаю, не боясь касаться острых углов. Потому что если боишься – за такой фильм вообще лучше не браться.

«Брат 2», 2000

Это не пародия, это обыкновенное попсовое кино. Серьезная тема тоже может быть попсовой. Да и должна быть таковой на самом деле. Люди платят деньги и хотят получить за них удовольствие. Замечательно, если вместе с этим они о чем-то задумаются. Сознательно я не стремлюсь делать попсовое кино – просто сегодня надо как-то вернуть людей в кинотеатр.

«Про уродов и людей», 1998

«Про уродов и людей» мне нравится, самая совершенная из моих картин. Совершенная по сделанности, по профессиональности. Он называется так, потому что в нем есть уроды – это сиамские близнецы и нормальные люди – все остальные герои. Физический урод – он и есть урод, а человек, физически нормальный, – он человек. Про эти две категории я и снял фильм.

«Брат», 1997

«Брат» мне сначала не нравился, и я очень расстраивался, но потом понял, что в нем что-то такое странное у меня получилось, хотя сам не знаю что. С Сережей Бодровым было очень просто. В 1995-м, кажется, сидели на «Кинотавре», я ему говорю: «Давай кино снимем? Только денег нет. Совсем». – «Давай». Вот я однажды слышал, как какой-то негр рассказывал с восторгом о «Брате», это стоило послушать. При мне его обступили со всех сторон, и он с пеной у рта в лицах разыгрывал сюжет: «А он им так... а те вышли... и тут он... а они...» Слышал бы ты, как он рассказывал – песня!..

«Трофимъ», 1995

Никакого особенного трепета я по отношению к своим работам никогда не испытывал. Пожалуй, меньше других меня раздражает «Трофимъ» из «Прибытия поезда» (альманах из четырех новелл, задуманный к 100-летию кинематографа, – THR), наверное, потому, что маленький... И там хороший вокзал. Я всегда хотел доски на него положить, восстановить Царскосельский вокзал в его первоначальном виде. Это ведь недорого, но создает совершенно иное ощущение.
«Я снимаю все фильмы для себя. Придет признание – хорошо, не придет – ну и не надо. Важно – захотеть, это главное, идей-то море. Сценариев нереализованных очень много. Вопрос вот только: где энергии взять? Что касается меня, то да – я не очень веселый человек. Не особо я это люблю: не танцую, не пою…»

Короткометражные работы («Раньше было другое время», «У меня нет друга», «Настя и Егор»)

Я снимал свое «молодое» кино давно, когда мне было лет двадцать шесть. Рок-н-ролл, молодежь, ни одного киноартиста. Для того времени новое, свежее кино. Все бегали смотреть, успех был страшный. Сейчас знакомым, чтобы повеселить, показываю иногда.

«Счастливые дни», 1991

«Счастливые дни» – скучное кино, не то, что хотелось, а ведь я видел его до мелочей, все его кадрики, но в итоге это не осуществилось, к тому же и по форме устарело. Я не знал, чем закончить фильм, и уже после съемочного периода, после монтажа и озвучания вдруг подумал: «А что, если в начале и в финале у меня будет детский рисунок?» Чистая случайность, а критики потом толкуют это, выводят какие-то закономерности.

«Замок», 1994

«Замок» вообще не получился. Я ошибся с ритмом, с главным героем и с финалом. Там должна была быть фраза: «Папа, пойдем домой». Я же знал, что должна быть такая фраза, почему я этого не сделал?.. Тогда был бы фильм более-менее. Хотя «Замок» кучу призов получил. Надо было Мишу Ефремова взять – вот получился бы фильм. Но кто же знал тогда? Он молодой был еще.

Материалы по теме

  • «Великий Гэтсби» откроет Каннский кинофестиваль

    11 марта 2013 / Илья Кувшинов

    Премьерный показ картины База Лурманна с Леонардо ДиКаприо в главной роли состоится 15 мая.

    Комментировать
  • Новый враг Капитана Америки в тизере «Первого мстителя»

    06 марта 2014 / Редакция THR Russia

    Компания Marvel выпустила новый минутный трейлер фильма «Первый мститель. Другая война».

    Комментировать
  • Марк Уолберг, Деми Мур и еще три актера, набравших мышечную массу ради ролей в кино

    08 июля 2014 / Мария Михелева

    В преддверии выхода «Поддубного», ради участия в котором Михаил Пореченков набрал 25 кг мышечной массы, THR решил узнать, кто еще из мировых звезд истязал себя физическими упражнениями ради получения желанной роли.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus