Кинотавр. «Класс коррекции» и «Кино про Алексеева»

Кинотавр. «Класс коррекции» и «Кино про Алексеева»
Кадр из фильма "Класс коррекции"

«Класс коррекции» - это полнометражный дебют 24-летнего Ивана И. Твердовского (сына режиссера-документалиста). И он не то что бы даже удался, а прямо-таки пронзил сердца всего зала. То, что начиналось, как очередная душещипательная социальная чернуха (мама отвозит дочку-колясочницу в школу, в класс для «проблемных детей», по пути натыкаясь на ДТП с несчастным случаем), завершается на уровне отечественной школьной киноклассики вроде «Чучела» или «Когда я стану великаном», а то и примеривается местами к высотам "Полета над гнездом кукушки".

В промежутке Твердовский-мл. умудряется продемонстрировать чудеса техники и съемки ручной камерой (сцена, где подросток ложится на рельсы под наступающий поезд, снята именно с таким вывертом, одним планом). Иван собирает блестящий актерский состав – все герои-подростки сделаны из настоящих костей и мяса, и когда в финале эти кости начинают трещать, им однозначно сочувствуешь.

А самая большая удача Твердовского – это грамотное лавирование между опасными камнями эксплуатации темы инвалидов и критики в адрес системы образования. Да, пандусы строят криво и короче, чем нужно. Да, училки по-хамски общаются с учениками, а те хамят им в ответ. Но все это – не более, чем не самый благополучный фон для истории о том, как Лена и Антон встретились и полюбили друг друга. Все училки здесь – почти ахеджаковского уровня комикессы, им остро не хватает меховой шапки на голове в помещении. А сцена, в которой во время урока ученикам объясняют процесс одевания контрацептива на половой член, гарантированно вызовет хохот и аплодисменты при любой погоде и публике.

Но вместе с этим понимаешь, что школьники у Твердовского где-то сродни рабочим, ночи напролет играющим в шахматы и смотрящим короткометражки Годара в фильме «За Маркса…» Светланы Басковой. Школьники, несмотря на ограниченные условия, пытающиеся взять от жизни по максимуму (и образования в том числе) – картина безусловно утопичная, и девушки из «Комбината “Надежда”» охотно поддержат этот вывод. Что же, пока что грамотно исполненная утопия – это единственно возможная альтернатива жестокому реализму или потемкинским деревням.

А вот мы уже внутри поездов, которые проносились мимо нас - в электричке Тула-Москва едет потрепанный жизнью дед, рядом с ним – позаимствованная гитара с портретом Курта Кобейна. «Дядя, ты хоть знаешь, что такое Nirvana?», обращается к нему пассажир помоложе. «Каждый образованный человек знает, что такое нирвана», безапелляционно парирует пенсионер. Мы, как люди более-менее образованные, тоже понимаем, что такое нирвана – это вот как раз второй фильм Михаила Сегала, «Кино про Алексеева», и есть. В него погружаешься и освобождаешься от всяких ненужных желаний и страданий.

По сути это - байопик о вымышленном барде Алексееве (Александр Збруев в великой без дураков роли), прозябающем в пенсионной нищете. Однажды ему приходит телеграмма и он, вооружившись гитарой, едет в столицу для участия в радио-программе. Далее следуют всяческие сюрпризы и твисты, о которых лучше пока умолчать. Но о других достоинствах молчать не представляется возможным.

Большую часть фильма занимают флэшбеки из 1960-70-х годов, исполненные максимально детально, любовно и вполне на уровне «Оттепели» Валерия Тодоровского. Очень удачно подобран актер, исполняющий героя Збруева в молодости – с Алексеем Капитоновым хоть сейчас римейк «Моего младшего брата» или «Чистых прудов» можно ставить. Культурные радости на портрете Курта Кобейна не заканчиваются – здесь вам и детский хор исполняет порнографическую “Je T’aime… Moi Non Plus” Сержа Гензбура, и молодой Андрей Тарковский на съемках “Андрея Рублева” чаевничает с Солоницыным, и Андрей Макаревич делает селфи со Збруевым, и самое погружение в субкультуру клубов самодеятельной песни, невероятно интересной и абсолютно оригинальной для советской культуры.

Фильм, чей ближайший собрат – “Внутри Льюина Дэвисабратьев Коэнов (и здесь, и там – фиктивный лузер с шестиструнной гитарой мотается по большому городу), отличается по атмосфере и настроению от “Рассказов”. Многие фанаты предыдущей картины Сегала были несколько разочарованы серьезностью и меланхоличностью тона. Но это гораздо более зрелое в плане идей кино – ведь именно в зрелости понимаешь, что деление на черное и белое, хорошее и плохое стоит не так уж и остро, и вообще отказываешься от оценочного восприятия жизни. Достигаешь просветления и нирваны, одним словом. Но все еще можешь оценить хороший фильм, когда видишь его. “Кино про Алексеева” – это тот самый случай.

Итоги зрительского голосования по пятибалльной системе в рамках ОРКФ "Кинотавр"

Фильм "Класс коррекции", реж. Иван И. Твердовский - оценка 4,54 из 5 баллов

Фильм "Кино про Алексеева", реж. Михаил Сегал - 4,27 из 5 баллов

Материалы по теме

  • Мировые сборы: Первый уик-энд принес «Хоббиту» 223 млн долл

    16 декабря 2012 / Денис Данилов

    Фэнтези Питера Джексона ожидаемо стало лидером кассовых сборов, заработав 84,8 млн долл в домашнем прокате и 138,2 млн в международном.

    Комментировать
  • Леонид Бичевин снялся для THR Russia

    31 марта 2014 / Татьяна Баталова

    Актер Леонид Бичевин, сыгравший художника Марка Шагала в фильме Александра Митты «Шагал — Малевич», снялся для апрельского номера «The Hollywood Reporter — Российское издание».

    Комментировать
  • Скончалась звезда «Сладкой жизни» Анита Экберг

    11 января 2015 / Редакция THR Russia

    Шведской актрисе, звезде европейского кино 50-х, на момент смерти было 83 года.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus