- Главная
- →
Кино- →
Рецензия: «Две женщины» с Рэйфом ФайнсомРецензия: «Две женщины» с Рэйфом Файнсом
Эмилия ДеменцоваЭкранизация тургеневской пьесы, в которой Рэйф Файнс красноречиво молчит, а Сергей Юшкевич считает души у своих пациентов.
Этот материал был опубликован в январском номере «The Hollywood Reporter – Российское издание».
Пьесы Ивана Тургенева и по сей день носят ярлык «несценичности». В них разговаривают так, словно плетут кружева, вот и от режиссера-женщины иные ждали «дамского рукоделия». Вера Глаголева ожиданий не оправдала — вместо того чтобы поставить во главу угла «женский вопрос», она занялась кропотливым переложением тургеневского языка на язык кино.
«Две женщины» — одно из первых названий пьесы «Месяц в деревне», в которой дама на пороге "пышного природы увяданья" влюбляется, на пару со своей воспитанницей, в молодого студента. Это заглавие намекает не только на выбор, перед которым оказался студент Беляев (Никита Волков), неопытный в любовных делах, но также на двойственность женской натуры. В давно не юной Наталье Петровне (Анна Астраханцева) борются жена-мать с женщиной, разум — с чувствами, прожитые годы — с запоздалой любовью.
Бытописание — важная часть картины, в которой мы видим подлинные интерьеры «дворянского гнезда» Михаила Глинки, костюмы и предметы позапрошлого века, прекрасные натурные съемки. Природа, пленительно снятая оператором Гинтсом Берзиньшем, у Тургенева всегда больше, чем фон.
Особая роль отведена солнцу, которое и нежит, и ослепляет. Ему, вечному светилу, противопоставляется фейерверк, устроенный студентом, — пусть яркая, но искусственная краткая вспышка, оставившая после себя только дым. В финале солнце зайдет, символизируя закат дворянских усадеб и прежней жизни. Продолжение круговерти было недавно показано в «Солнечном ударе» Никиты Михалкова.
Природа — бескрайняя, нерукотворная и неистовая, как пылкость юной Верочки (Анна Леванова), — спорит с изысканностью и умеренностью оранжереи Натальи Петровны. Но Тургенев — не только пейзажист, но и гражданин, а потому фильм не мог обойтись без рассуждений о русском мужике (удачная роль Александра Балуева) и предвестий нового времени в виде разночинцев, читающих Шопенгауэра.
Пристальному вниманию подвергается в кадре заезжая знаменитость Рэйф Файнс, который играет Михаила Ракитина. Здесь он не столько «лишний человек» из школьных сочинений, сколько «господин наблюдатель», чье молчание не требует перевода и оказывается красноречивее слов.
Ракитин — друг дома, а мы благодаря Чехову знаем: «женщина может быть другом мужчины лишь в такой последовательности: сначала приятель, потом любовница, а затем уж друг». Ракитин, впрочем, вторую стадию миновал — он вызывает чувства сугубо платонического толка. И именно он вводит в драму Глаголевой комедийную составляющую.
Из числа второстепенных героев выделяется персонаж Сергея Юшкевича — циничный доктор, которого волнует не столько душевный покой, сколько число душ у его пациентов. Сцены с участием врача и чудаковатой гувернантки (Сильви Тестю) — одни из лучших.
Наталья Петровна считает, что Вера еще дитя, но доктор одним только оценивающим взглядом и ухмылкой дает понять, что девочка давно созрела. Тем временем возраст Натальи Петровны стремится по восходящей, и время безвозвратно уходит.
Надо заметить, что персонажи фильма старше, чем в первоисточнике. Это не небрежность, а попытка заострить сюжет, сделать его более понятным молодому зрителю. Воскрешая подзабытую пьесу, Вера Глаголева ставила перед собой сверхзадачу: показать, что современный российский кинематограф напрасно не принял от советского эстафету экранизаций. Нет у нас своей «Библиотеки русской классики» на DVD-дисках, но начало положено.
«Все вы прекрасные люди» — эта реплика из пьесы не звучит в «Двух женщинах», но является квинтэссенцией всей картины. Благость, прекраснодушие, «трепещущий свет» и «тихое мерцание звезд» излучает каждый кадр фильма. Глаза отдыхают, а сердце утешается. Вот только попкорн персонажи «Двух женщин» ненавязчиво рекомендуют заменить во время просмотра на чай и ватрушки — лучшее средство от душевных невзгод.
Две женщины / Россия-Франция-Латвия-Великобритания, 2014 г. Режиссер: Вера Глаголева. В ролях: Анна Астраханцева, Рэйф Файнс, Александр Балуев, Сильви Тестю, Никита Волков, Анна Леванова, Лариса Малеванная, Бернд Мосс, Сергей Юшкевич, Василий Мищенко. В прокате с 22 января («Парадиз»)
Материалы по теме
Риз Уизерспун «немножко отдохнет» от кино в ожидании ребенка
24 июня 2012 / Денис ДаниловАктриса, снимающаяся в «Дьявольском узле» о Мемфисской Тройке, беременна от своего мужа, агента Джима Тота.
КомментироватьЭКСКЛЮЗИВ: Джей Джей Абрамс о детских потрясениях, школьных неудачах, «Стартреке» и Супермене
22 мая 2013 / Денис ДаниловМоскву посетил один из самых выдающихся режиссеров современного Голливуда. THR.ru встретился с Джей Джей Абрамсом, чтобы задать вопросы, которые не задавал никто, и услышать истории, которые еще никто не слышал.
Рэйф Файнс откроет в Москве выставку фотографий
07 ноября 2014 / Редакция THR RussiaГости экспозиции смогут увидеть не только снимки со съемочной площадки драмы «Две женщины», но и более 15 костюмов главных персонажей.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: