Рецензия: «Врожденный порок» с Хоакином Фениксом

Рецензия: «Врожденный порок» с Хоакином Фениксом
Кадр из фильма «Врожденный порок»

Когда пытаешься пересказывать содержание картины «Врожденный порок», неизменно ловишь себя на мысли, что ее сюжет, как ни странно, логически выверен и нисколько не противоречив — несмотря на головокружительную многослойность и сложность этой истории.

События фильма разворачиваются в солнечной Калифорнии 1970 года, в золотую эпоху культуры хиппи, на которую тем не менее уже легла тень кровавой резни Чарльза Мэнсона (тем, кто про это забыл, освежит память парочка едких шуток). Но главному герою, частному детективу Доку Спортелло (Хоакин Феникс), на это наплевать. Со стороны может показаться, что, вместо того чтобы расследовать случаи своих клиентов, он только и делает, что забивает косяки.

К траве у Дока особая страсть. У Шерлока Холмса, прообраза всех детективов, был, как мы помним, целый арсенал причудливых и не очень пристрастий — и бокс, и скрипка, и опиум, и химические эксперименты. Герой Феникса с этой точки зрения проще: его единственный источник вдохновения — марихуана.

Начало фильма застает его в компании взбалмошной бывшей подружки Шасты (Кэтрин Уотерстон), которая жалуется Доку на свою сложную жизнь. Ее богатому любовнику Микки Вольфману, воротиле на рынке недвижимости, грозят неприятности: законная жена, для которой супружеская верность — тоже пустое слово, мечтает запрятать его в психбольницу.

Попросив о помощи, Шаста исчезает, а на следующий день в офис Дока приходит член группировки «Черная семья» (Майкл Кеннет Уильямс). Он по глупости одолжил в тюрьме деньги члену «Арийского братства», а теперь не может выбить у того долг. Третье дело появляется у Дока благодаря сумасбродной девице-хиппи, которая хвастается фальшивыми зубами, считает своего погибшего мужа живым (Оуэн Уилсон) и требует срочно его разыскать.

Как позже выяснится, все три истории тесно и очень логично связаны. Следуя барочным разветвлениям постмодернистской прозы Томаса Пинчона (чей роман лег в основу этой картины), Пол Томас Андерсон плодит одно сюжетное ответвление за другим и выводит на сцену бесконечный ряд новых героев (упомянутые — капля в море).

У зрителя, не привыкшего к стилю Пинчона, голова может легко закружиться уже через полчаса после начальных титров. Хотя «Врожденный порок», по признанию знатоков, — его самый простой роман. Но Андерсон не делает скидок зрителю — два с половиной часа он разводит многочисленные сюжетные линии, а затем изящно сводит их воедино. Остается только удивляться и хлопать в ладоши.

Однако в самом финале возникает простой, как палка, вопрос: что же Андерсон этим хотел сказать? Он решил предоставить нам повод для смеха? Или с ироничной улыбкой мастера показать, что хитроскроенная проза Пинчона может быть конгениально перенесена на экран? Слово «мастер» здесь использовано не случайно: в своей предыдущей одноименной картине режиссер сатирически изобличал сайентологию.

«Врожденный порок» кажется интеллектуальной фальшивкой того же рода. Предыдущие фильмы Андерсона, которые принесли ему мировую славу, не оставляли этого ощущения. Монументальные «Нефть» и «Мастер» давили своей мощью и вселяли священный трепет. Теперь же их создатель решил попросту подурачиться и даже фетишистскую 70-миллиметровую пленку променял на классические 35 мм.

Все сделано безупречно — не подкопаешься. Но плутовской роман о хиппи и Калифорнии в руках Пола Томаса Андерсона превратился в заумную версию «Большого Лебовски». А разве нужен миру заумный Лебовски? Скорее всего, нет. Даже если играет его блистательный Феникс.

«Врожденный порок» (Inherent Vice) США, 2014 г. 149 мин. Режиссер: Пол Томас Андерсон. В ролях: Хоакин Феникс, Джош Бролин, Оуэн Уилсон, Кэтрин Уотерстон, Риз Уизерспун, Бенисио Дель Торо, Джена Мэлоун, Майя Рудольф, Майкл Кеннет Уильямс

Материалы по теме

  • Эффект присутствия: В чем прелесть звуковой системы Dolby Atmos

    25 ноября 2012 / Алексей Егоров

    Страсти вокруг трехмерного изображения и не думают утихать, однако скоро кинозрителей ожидает еще одна радикальная технологическая встряска. Речь снова идет об объеме, только на этот раз острые ощущения предстоит пережить не глазам, а ушам.

    Комментировать
  • Новый трейлер: «Грань будущего»

    26 марта 2014 / Редакция THR Russia

    Том Круз и Эмили Блант ведут войну с пришельцами во времени и пространстве в новом фильме Дага Лаймана.

    Комментировать
  • Мартин Лоуренс анонсировал продолжение «Плохих парней»

    15 августа 2014 / Редакция THR Russia

    В данный момент ведется работа над сценарием. Продюсированием фильма по-прежнему будет заниматься Джерри Брукхаймер.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus