- Главная
- →
Журнал- →
Буду резать, буду бить: «На пятьдесят оттенков темнее»Буду резать, буду бить: «На пятьдесят оттенков темнее»
Ольга МаршеваСексуальная революция не закончилась, просто сбавила обороты: вчерашние табу и нормы размываются, и запрещенные темы становятся обыденностью. Роман Э.Л. Джеймс «Пятьдесят оттенков серого» вывел эстетику БДСМ из подполья, сделав брендом и частью массовой культуры. Даже художественный провал экранизации бестселлера не смог отразиться на ее кассовых сборах. THR проанализировал, чего ожидать от второй серии знаменитой трилогии, и пришел к выводу, что наибольший интерес в ней представляет вовсе не центральный дуэт.Народная мудрость гласит: «Один раз ударил — ударит еще». Для некоторых эта поговорка стала призывом к действию. Книжный бестселлер «Пятьдесят оттенков серого», покоривший весь мир, включая пассажирок московского метро, был как раз об этом. «История «О» Доминик Ори, только в более мягком варианте, подчинение мужчине как истинное удовольствие, жертвоприношение во имя великой любви. Отбросьте всю феминистическую дурь, как говорили наши бабушки, «бьет — значит любит». Совсем неудивительно, что «Пятьдесят оттенков…» оказались так популярны именно в России: у нас бытовое рукоприкладство — дело распространенное.
Впрочем, долгожданная экранизация, случившаяся полтора года назад, не вполне оправдала ожидания. Никаких откровенных сцен (ради которых девочки-подростки читали книжку под одеялом с фонариком) или внутренних монологов от лица главной героини со странным именем Анастейша Стил. Ведь о чем, собственно, были эти «Оттенки…»? Об открытии внутреннего «я», о знакомстве со своими желаниями и о пути принятия себя во всей вызывающей ненормальности.
Даже феминистки могли бы повернуть этот сюжет в свою пользу — в первой книге Анастейша все же оставляет своего прекрасного принца-миллиардера. Проглотив наживку («Дай себе волю, сделай то, что хочешь больше всего!») и отхлестав свою возлюбленную, Кристиан Грей полностью расписался в своем бессилии: оказалось, показательная порка — это все, что он может предложить.
Проблема в том, что ни автор романа Эрика Леонард Джеймс (она курировала съемки, а сценарий писал ее муж), ни студия не хотели создать киноманифест, гимн во славу освобожденной женской сексуальности. Им нужна была обычная мелодрама, современная версия «Красавицы и чудовища», где заколдованный принц ездит на «кадиллаке» и коллекционирует хлысты и наручники.
Специально приглашенный режиссер — радикальная художница и феминистка Сэм Тейлор-Джонсон — не совсем поняла, что ей при таком подходе делать. Фильм вышел безопасным, как презерватив, красивым, как реклама парфюма, и покрытым жирным слоем лакового глянца, как, скажем, «Дьявол носит Prada».
Но продолжение следует. «На пятьдесят оттенков темнее» — лента про то, как Анастейша (Дакота Джонсон) все же решила дать любимому шанс (сердцу не прикажешь!). Как Кристиан Грей (Джейми Дорнан) дошел до жизни такой. Ищите еще одну женщину, как говорят французы, коварную соблазнительницу в духе «миссис Робинсон».
Признаемся честно, ради «миссис Робинсон» мы на эту картину и пойдем — потому что после долгих поисков (в числе претенденток значились Ким Кэтролл, Мишель Пфайффер и Шарлиз Терон) студия выбрала лучшую из претенденток.
Поколение мам Анастейши Стил (а большую часть читательниц составляют домохозяйки около пятидесяти лет) выросло на фильме «9½ недель», где именно Ким Бейсингер открывала себя и свое тело с помощью садиста-красавчика Микки Рурка. Трудно забыть эти эксперименты с переодеваниями, поеданием жгучего перца и стриптиза под романтический хрип Джо Кокера You Can Leave Your Hat On. Но помнить — мало: большинство пробовало повторить. По крайней мере, кормление партнера с рук с завязанными глазами стало популярным номером в советских спальнях — точно так же, как сейчас, после «Пятидесяти оттенков…», игры с наручниками.
Всем нам хочется посмотреть на Ким, на то, как ловко теперь уже она дрессирует представителей противоположного пола. Одной сильной женщины для фильма более чем достаточно, поэтому Сэм Тейлор-Джонсон в проекте уже не заявлена: вместо нее режиссером выступает 62-летний Джеймс Фоули, крепкий профессионал и мужчина вполне традиционных взглядов — он, определенно, не из тех, кто читает Эрику Джеймс.
Конечно, мисс Стил и ее бесконечный серый градиент — one trick pony, как говорят американцы: в ее истории нет развития, ее прогресс — чисто сексуальный, который приводит к одному и тому же финалу, банальному, буржуазному и скучному. Но в конечном итоге разве не о нем мечтают девочки-подростки и их несчастные мамы, запертые в своем теле? Женское счастье — был бы милый рядом. А если ради этого нужно пройти через определенные трудности, боль и унижение — что ж, жить вообще непросто. В конце концов, бьет — значит любит. Можно и потерпеть — и даже попытаться получить удовольствие.
«На пятьдесят оттенков темнее» (Fifty Shades Darker)
UPI / США / Режиссер: Джеймс Фоули / В ролях: Джейми Дорнан, Дакота Джонсон, Тайлер Хэклин, Ким Бейсингер, Белла Хиткот, Дженнифер Или, Хью Дэнси, Марша Гей Харден, Элоиза Мамфорд, Макс Мартини / Премьера 9 февраля
Материалы по теме
Рецензия: «Если б я была мужчиной» Одри Даны
20 апреля 2017 / Наталья СеребряковаФранцузский ответ Мелу Гибсону с его «Чего хотят женщины».
КомментироватьРецензия: «Прочь» Джордана Пила
11 мая 2017 / Джон ДеФорКомик Джордан Пил неожиданно дебютирует в режиссуре с хоррором, полным социального и расового подтекста.
Рецензия: «Субурбикон» Джорджа Клуни
17 ноября 2017 / Дмитрий КарпюкКриминальная комедия про американский городок конца 50-х, за благопристойным фасадом которого скрывается зло.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: