- Главная
- →
Журнал- →
Главное достоинство человека в нашем мире — это адекватностьГлавное достоинство человека в нашем мире — это адекватность
Александр ФолинПерезапустившая MTV, ставшая руководителем всего музыкального вещания Viacom в России, ведущая церемонии открытия Олимпиады в Сочи Яна Чурикова рассказывает о духе времени, о невозможности старого MTV в наше время и о том, что в наше время звезда должна быть адекватной.
В последние полгода Яна Чурикова стала одним из важнейших людей на отечественном телевидении. Сначала она перезапустила легендарный телеканал MTV, после успешного запуска, ее назначили руководителем всего молодежного и музыкального вещания компании Viacom International Media Networks в России. Теперь у нее в подчинении MTV Россия, MTV Live HD, MTV Hits, MTV Dance, MTV Rocks, а также VH1 CLASSIC и VH1 European. Но самое главное она стала частью десанта лучших телеведущих России на Олимпиаде в Сочи, и вместе с Иваном Ургантом будет вести церемонию открытия Игр. Мы публикуем интервью с Яной, напечатанное в ноябрьском номере журнала, после перезапуска MTV Россия.
— Вы стали автором третьей инкарнации российского MTV. Вернетесь ли вы к первоистокам, о которых, уверен, многие вспоминают с грустью? В конце концов, вам как человеку, работавшему на канале в те годы, первая версия должна быть ближе.
— Вот скажите, как мне донести до людей, которые утопают в ностальгии по старому MTV 1998 года выпуска, что то срежиссированное Борисом Зосимовым реалити-шоу могло было успешным только тогда?! Хотя очень здорово, что у нас есть история позитивного отношения к каналу 15-летней давности. И я очень скучаю по тем временам и рада, что была их частью! Но 1 октября 2013 года мы показали стране MTV таким, каким его смотрит весь мир именно сегодня: там лишь треть эфира отдана музыке, а остальное время — различным развлекательным программам: молодежным сериалам, реалити-шоу и т.д. Причем музыка в нашем случае — это не только клипы, а живые концерты, визитная карточка MTV. Так что мы прежде всего развлекательный канал, хотя музыка — скелет, на который нарастает все остальное.
— Так или иначе, у канала конца 1990-х был как минимум один безусловный повод для гордости — термин «поколение MTV», сам факт существования которого говорит о значимости бренда, причем значимости не только для телевидения как такового, но и для зрителей. Как вы считаете, новое MTV способно занять в жизни современной молодежи то же место?
— Вряд ли. Вспомните медийную картинку тех лет — довольно блеклую, особенно для молодежи… Появление MTV стало для всех глотком свежего воздуха: ура, мы теперь можем слушать ту же музыку, что и все прогрессивное человечество, аллилуйя! И за это мы благодарны MTV’98 до сих пор. Сейчас же такой ситуации по определению быть не может, потому что этой мессианской роли у телевидения вообще больше нет. Мы тогда успели впрыгнуть в уходящий поезд 1990-х, когда человек с экрана был героем, и за ним следовали. Сейчас это ушло. Безвозвратно. Все и всех обсуждают в соцсетях, и ореола героизма нет ни у кого. Некого возносить на пьедестал, не за кем идти. Да и зачем? Мне вообще не нравится эта политика: «Давайте мы вас куда-то поведем…» Да идите сами куда хотите! Мы вам просто покажем возможные направления, а вы сами выбирайте. Вот что, как мне кажется, должны делать современные медиа и что будем делать мы.
— То есть развлечение в чистом виде — без малейшего намека на просвещение?
— Нет, не в чистом — с примесью побуждения к действию. Из медиа уходит авторитаризм и дидактизм, вот я о чем. Мы не в состоянии научить людей жизни, они уже в принципе много чего сами поняли, набили шишки, приобрели опыт. В советское время за всех все решало государство, все было спланировано заранее — школа, институт, работа… Когда в 1990-е мы вдруг лишились твердой почвы под ногами, появилась необходимость в новом ориентире и жизненных ценностях. И с одной стороны, этого ощутимо не хватало, а с другой — благодаря этому мы все быстро научились выживать и принимать решения самостоятельно. Теперь, когда все более-менее устаканилось, цель — просто дать человеку то, чего он еще не пробовал, дать варианты пути. И, как мне кажется, еще по возможности не напрягать. Потому что не любят люди, когда их напрягают.
— Но хоть что-нибудь старое доброе вернется?
— Конечно! «Бивис и Баттхед» — причем в озвучке все того же Сережи Чонишвили и в переводе все той же Маши Гавриловой. Еще «Тачка на прокачку», хотя и слегка отретушированная вербально согласно новым вещательным правилам. Женя Рыбов все это озвучивает, как и раньше, но иногда увлекается, и потом приходится слегка редактировать его реплики, чтобы могли смотреть зрители категории 12+.
— Да, непросто вам! Ведь чтобы достучаться до молодежи, надо разговаривать с ней на одном языке…
— Мы придумали себе прекрасное развлечение — игру «Придумай эвфемизм»: берешь подцензурное слово и сочиняешь ему интуитивно понятную замену. Кто придумает больше всех, тот и молодец. Но такого, чтобы говори, что в голову взбредет, и раньше не было, мы всегда уважали своего зрителя, хоть и были все такие неформальные, а потому MTV немало привнесло в молодежный лексикон: словечки типа «долбозвон» — вполне себе эфирные, и придумали их когда-то именно мы.
— Ну раз у вас нет наполеоновских планов по захвату вселенной, не могу не спросить, чем в таком случае продиктовано ваше согласие взяться за этот проект? Вы же понимаете, что теперь придется сократить работу в кадре.
— Может, у меня и были в детстве иллюзии по поводу профессии телеведущей, но они уже давно рассеялись. Это или ненадолго, или как-то сезонно, по-гастарбайтерски. Работая в кадре, ты должен быть актуален здесь и сейчас. И все, на будущее тебе никто не выпишет никаких авансов. Разве что, возможно, пригласят однажды в передачу «А давайте вспомним золотые деньки «Фабрики звезд». Спасибо судьбе за нестремительный взлет.
Это больше похоже на синусоиду какую-то — между «Фабриками» были большие перерывы, когда я вообще сидела без работы. И в результате, оказавшись в этом вакууме, я подумала: «А какого черта, в конце концов? Я же не просто «говорящая голова». Сидеть, рыдать — ой, я же так круто отработала, почему не звонят? Не почему. Никто мне ничего не должен. Я все умею, а чего не умею, тому научусь. И мне приходилось, например, между «Фабриками» работать редактором на «Большом брате» на ТНТ.
И ничего — сняла корону, нормально все делала, а тут и третья «Фабрика» началась.
— Видимо, мне все-таки придется задать вопрос в лоб: вы с Первого уходите или как? И, кстати, для нас продолжите писать?
— Совмещаю, как это, собственно, было, когда я пришла на Первый. Тогда я на центральном канале работала только лицом, а на MTV параллельно — заместителем начальника отдела производства программ. Мне было это необходимо для самооценки. Я до этой должности тогда сама по-честному доросла. Сейчас приблизительно то же самое, только теперь и позиция посерьезнее. А писать в THR постараюсь — мне это безумно интересно. Главное, чтобы хватило времени, видимо, на некоторое время придется взять паузу, уж простите!
— И все же телеведущий со стажем без эфира долго не выдерживает. Может, на MTV свою программу откроете?
— Ну куда, мы же молодежный канал! Я хоть и продвинутая, но мне уже 35 в этом году! У нас, конечно, был когда-то возрастной Вася Стрельников, но он — исключение, думаю, не стоит повторять эту фишку.
— То есть возвращения знакомых лиц ждать не приходится?
— Это просто невозможно.
— Яна, вы же еще и молодая мать! Как все успеваете?
— Секрет простой: чем больше дел, тем лучше справляешься. Все само структурируется и разруливается. В моем случае жизнь — такая длинная тренировка. Сначала ты работаешь с небольшим«весом», приучаешь свой организм к нагрузкам, а когда он привыкает, эффект пропадает. Для того чтобы занятия были результативными, нагрузки надо увеличивать.
— Вы сейчас не столько журналист, сколько медийное лицо, а потому чаще даете интервью, чем берете. Опыт работы «по ту сторону баррикад» помогает?
— Еще как! Я очень хорошо понимаю, зачем журналист пришел. Я знаю, что из нашего разговора мы возьмем лишь малую часть, но обязательно должно быть так, чтобы все были счастливы.
А потому сидеть на интервью и ломаться «А я вам вот это не скажу, я типа великий, я типа крутой, или это типа нельзя…» — камон! Опять же, возвращаясь к началу разговора, уже нет настолько крутых супермегазвезд. Все доступно!Уже нет таких вершин, до которых нельзя дотянуться. У нас вон все великие «Твиттер» ведут, стирая границы между собой и окружающим миром. Поэтому я считаю, что главное достоинство любого человека сегодня — адекватность! А если зачем-то начинаешь включать понты — тогда «давай, до свидания!»
Материалы по теме
Рецензия: «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского
19 октября 2014 / Инна ДенисоваДокументальная сказка Кончаловского о жизни деревенского почтальона, в котором герои ищут кикимору, а за кадром звучит Верди.
КомментироватьДжефф Дэниелс: «Все боялись, что молодежь не клюнет на наши старые рожи»
24 января 2015 / Лейси РоузОт умного до тупого — один шаг, считает Джефф Дэниелс, который, получив в прошлом году «Эмми» за роль циничного телеведущего в сериале «Служба новостей», вновь влез в ботинки Гарри Данна из «Тупого и еще тупее». Почему он так неразборчив в выборе ролей и есть ли проекты, о которых ему пришлось пожалеть, Дэниелс рассказал в интервью THR.
Семен Слепаков и Вячеслав Дусмухаметов: «Медийность стала напрягом»
18 сентября 2015 / Александр ФолинСценаристы и продюсеры Comedy Club Production поделились с THR секретами своего успеха и признались, что, несмотря на весь опыт, они пока еще учатся «сушить» смету.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: