Мастер-класс: Светлана Тома

Мастер-класс: Светлана Тома
Светлана Тома

Светлану Тома публика безоговорочно полюбила за цыганку Раду из советского хита «Табор уходит в небо». С тех пор актриса сыграла свыше шестидесяти ролей в кино и телесериалах у Эмиля Лотяну, Яна Фрида, Павла Чухрая, Николая Лебедева, Веры Сторожевой. Отмечая 70-летие заслуженной артистки России, THR встретился со Светланой Андреевной и поговорил о секретах профессии, красоты и молодости.

Костюм надо сделать своим

Я не собиралась становиться актрисой. Это вышло как-то само собой, хотя на самом деле ничего случайного в жизни не бывает. Однажды на остановке меня увидел ассистент тогда еще начинающего режиссера Эмиля Лотяну, с этой встречи все и началось. Конечно, на съемочную площадку своего первого фильма «Красные поляны» я попала, еще совершенно ничего не понимая в профессии. Очень многие вещи с первого дубля не получались.

Так, по сценарию, например, надо было легко взбежать на горку. «Ты — косуля!» — кричал Лотяну. Но это не помогало, и он все сильнее раздражался. Кроме того, я имела неосторожность робко сказать, что мне тяжело в резиновых сапогах: вот если бы туфельки… Режиссер, рассвирепев окончательно, велел привязать к моим ногам тяжелые грузы, которые использовали как противовес для съемочных кранов, и заставил ходить с ними целый час. Это было невыносимо, но, когда их отвязали и прозвучала команда: «В кадр, снимаем!», на горку я уже взлетела.

Вот такой первый урок по актерскому мастерству: игровой костюм — независимо от того, удобен он или нет, — это часть образа. И его надо сделать своим — как и роль, которую играешь.

 

Кадр из фильма «Табор уходит в небо»

Важно личностное начало

Мне за карьеру довелось играть героинь разных национальностей, в том числе цыганок. Их было четыре, и все абсолютно разные. Первой была Маша из «Живого трупа» (драма 1968 года, снятая Владимиром Венгеровым по одноименной пьесе Льва Толстого. — THR). Для создания достоверного образа меня на месяц поселили в цыганскую семью известных актеров Дулькевичей. Моя героиня была городской цыганкой, и секреты, которыми они со мной делились, очень помогли в работе над ролью. А вот Рада (героиня фильма Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо», 1976 год, по рассказам Максима Горького. — THR) — цыганка таборная. Поэтому потребовались другие выразительные средства.

Образ выстраивался практически без текста, упор делался на пластику, которая рождала определенную энергию. Снимали картину на границе с Венгрией, а там стоял настоящий цыганский табор. Наблюдая за его обитательницами, я осваивала и походку, и пластику рук, и их особенный взгляд. И тело начало подчиняться не мне, а моей героине.

В округе все прослышали, что снимается кино про цыган и там есть одна «самая главная цыганка», которая хорошо предсказывает будущее по картам. Стали приезжать люди, просили погадать — не отказывала. Это тоже была работа над ролью. Говорила то, что хотели от меня слышать. И все верили! Да я и сама себе верила. Все уходили счастливые.

Лотяну придумал еще и такой ход: чтобы все поверили, будто Раду играет настоящая таборная цыганка, в первый съемочный день меня уже в костюме и гриме посадили в бричку и так привезли на съемочную площадку. Пустили слух: «Вот приехала главная».

Кадр из фильма «Благочестивая Марта»

Пробовать новое

За 50 лет творческого пути мне повезло работать с очень талантливыми людьми — режиссерами, актерами, композиторами. Каждый из них был моим учителем. Например, в картине «Благочестивая Марта» (телевизионная комедия 1980 года. — THR) моя героиня Лусия поет песенку, которую режиссер Ян Фрид предложил записать профессиональной певице. Но композитор фильма Геннадий Гладков настоял на том, чтобы я попробовала сама. Режиссеру мое исполнение понравилось, и оно вошло в фильм. Гладков тогда сказал: «Ты должна петь!» С тех пор выступаю с вокальными номерами и целыми программами.

Всегда быть в форме

Я всегда занималась спортом, играла в волейбол и баскетбол, увлекалась легкой атлетикой. Делать зарядку каждое утро стало для меня привычкой. Стараюсь придерживаться определенной системы питания, мяса в моем рационе нет много лет. Всегда быть в форме надо и в профессии — чтобы не упустить свой шанс. В 90-х годах, когда кино практически не снимали, а надо было как-то выживать, мне пришлось пойти работать не по профессии. Но я не опускала руки и в свободное время готовила концертную программу. Так что когда однажды позвонили с предложением провести творческий вечер, у меня уже все было готово. Так я вернулась к тому, что больше всего люблю.

Кадр из фильма «Мой ласковый и нежный зверь»

Актерской профессии служат

Сегодня у меня есть и кино, и концертные программы, и театральные проекты. В чем прелесть театра? На сцене, в отличие от кино, ты постоянно пробуешь: сегодня так сыграл, а завтра иначе. Я могу постоянно привносить в роль что-то новое, а если не скучно мне, то не будет и зрителю. Прежде чем ступить на актерскую стезю, надо понимать, что это не только красные дорожки, цветы, прожектора и крики «браво», а в первую очередь самоотверженный труд. Здесь как в вере: принимаешь и смиренно служишь — или уходи.

Фото: Максим Мармур

Материалы по теме

  • Александр Митта дал на «Кинотавре» мастер-класс

    03 июня 2013 / Редакция THR Russia

    На «Кинотавре» прошел мастер-класс Александра Митты, возглавившего в этом году жюри основного конкурса.

    Комментировать
  • Энергия, жесты и память. Мастер-класс Никиты Михалкова.

    04 июля 2014 / Редакция THR Russia

    4 июля в Театре Киноактера состоялся мастер-класс руководителя Летней киноакадемии Никиты Сергеевича Михалкова. Режиссер поделился со студентами из разных стран тремя главными актерскими навыками.

    Комментировать
  • Мастер-класс: Светлана Немоляева

    18 апреля 2017 / Эвелина Гурецкая

    Сегодня Светлане Немоляевой исполняется 80 лет. В честь юбилея специально для THR актриса рассказала о тонкостях своей профессии.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора