Пора собирать игрушки: Pixar без Джона Лассетера

Пора собирать игрушки: Pixar без Джона Лассетера

Обвинения в сексуальных домогательствах захлестнули Голливуд, и под давлением общественности студии вынуждены внедрять жесткие корпоративные стандарты и увольнять провинившихся, невзирая на лица. Самым неожиданным фигурантом скандала стал Джон Лассетер — сооснователь Pixar, автор «Истории игрушек» и «Тачек», продюсер множества оскароносных мультфильмов. По сравнению с Харви Вайнштейном градус обвинений в его адрес неизмеримо ниже, но Disney все равно надо блюсти репутацию, так что влиятельному аниматору сомнительные поступки могут стоить работы. Пока же он удалился в «творческий отпуск», и THR опросил источники в менеджменте компании, оценив, насколько тяжелыми для нее будут последствия ухода Лассетера.

В конце ноября важнейшая фигура в полнометражной анимации со времен самого Уолта Диснея креативный директор студий Pixar и Walt Disney Animation Джон Лассетер разослал сотрудникам компаний официальное письмо, в котором извинился перед коллегами за то, что его «проступки» создавали им «неудобства», и объявил, что уходит в «творческий отпуск» со всех постов минимум на полгода.

Этот шаг потряс кинематографическую общественность, однако для подчиненных Джона большим сюрпризом не стал. За годы управления Pixar и восстановления из руин анимационного подразделения Disney Лассетер заработал репутацию человека агрессивного и игнорирующего любые личные границы сотрудников.

Интересно, что в 2014 году президент Pixar и Walt Disney Animation Эд Катмулл выпустил книгу «Творческая корпорация», в которой рассказал о так называемом «Дне записок», введенном им для обратной связи с сотрудниками. Любой работник может послать сообщение начальству — например, о том, как усилить креативность и улучшить корпоративную культуру. Однако Катмулл умолчал, что некоторые использовали этот день, чтобы пожаловаться и выразить беспокойство в связи с неподобающим поведением Лассетера.

Джон Лассетер

Джон всегда любил обниматься, и иногда объятия оказывались слишком тесными и заходили далеко, особенно когда креативный директор напивался на корпоративных мероприятиях. Как признался THR один из сотрудников Pixar: «Лассетер трогал, пытался обнять против воли, лез с поцелуями, комментировал внешность, и это происходило не только на корпоративах».

Еще одна сотрудница студии, пожелавшая остаться неназванной, сообщила нашему журналу о неприятных прикосновениях, прижиманиях к груди и прочих неподобающих действиях директора, в том числе во время переговоров. У нее это вызывало отвращение и депрессивное состояние, из-за чего она в конце концов уволилась. Эту версию событий поддержали опрошенные нами ее бывшие коллеги.

Другой инсайдер из Disney рассказал нам о том, что таких историй о Джоне множество, но все боятся — даже сейчас, когда новые публичные обвинения в домогательствах со стороны того или иного влиятельного режиссера, продюсера или телеведущего появляются в голливудской прессе каждый день: «Непонятно, вернется он после нескольких месяцев отпуска на свой пост или нет».

Disney не дает официальных комментариев, но от источников в компании THR узнал, что руководство характеризует отношения Лассетера с сотрудниками как излишне эмоциональные. Правда, допускает, что он мог перейти границы допустимого. Совет директоров публично поддержал творческий отпуск Джона и выпустил заявление, что Disney нацелена на «создание среды, где никто не будет чувствовать себя униженным и все работники получат возможность показать наилучшие результаты».

Топ-менеджмент студии — Эд Катмулл, Эндрю Миллштейн (президент Disney Animation) и Джим Моррис (президент Pixar) — был в курсе сомнительного поведения креативного директора. Как поведал один из источников THR в корпорации: «Они хорошо знали обо всем, но защищали Лассетера, несмотря на многочисленные жалобы сотрудников», — все потому, что он сделал для компании массу хитов.

Эд Катмулл, Стив Джобс и Джон Лассетер

Теперь им предстоит срочно решить вопрос, кому доверить креативный контроль, пока Джон в «творческом отпуске», и подготовиться к тому, что основатель Pixar может не вернуться на студию больше никогда. Причем ситуация в целом и решения, которые в связи с этим примет руководство, отразятся на репутации всей Disney и наследии Боба Айгера (президент корпорации оставит компанию в 2019 году).

Айгер поднял Disney на совершенно новый уровень и сделал ее самым крупным мейджором в Голливуде. И первым его удачным ходом была покупка в 2006 году Pixar за $7,4 млрд. С тех пор студия без остановки делала хиты — от «Тачек» до «Тайны Коко», которые собрали в мире больше $8 млрд.

В центре этого успеха был Джон Лассетер — де-факто лицо Pixar, гений в гавайской рубашке с имиджем примерного семьянина, перенесший свою любовь к игрушкам и машинкам на экраны. А когда ему доверили Disney Animation, выпускать хиты один за другим — «Холодное сердце», «Зверополис», «Моана» — начала и эта студия.

«Удар от ухода Джона невозможно переоценить, — поделился с THR опасениями Дэн Сарто, основатель Animation World Network. — Хотя он воспитал группу невероятно талантливых художников, которые вполне могут занять его место. И мы скоро увидим, произойдет это или нет».

Кадр из фильма «Холодное сердце»

Вопрос, кто из «мозгового треста» Pixar — режиссеров-аниматоров, которые регулярно собираются и обсуждают работы друг друга, — займет место Лассетера, не дает покоя никому, и спекуляции вокруг него цветут пышным цветом. Чаще всего вспоминают Пита Доктера, обладателя двух «Оскаров» за «Головоломку» и «Вверх». Но это могут быть и автор «В поисках Немо» и «ВАЛЛ-И» Эндрю Стэнтон, и Брэд Берд, у которого «Оскары» за «Рататуя» и «Суперсемейку».

На Disney Animation художественное руководство может взять на себя Дженнифер Ли (автор «Холодного сердца», редкая женщина-режиссер в этом мужском царстве), а также один из создателей «Зверополиса» — Байрон Ховард или Рич Мур. Возможно, должность доверят старой гвардии — Рону Клементсу и Джону Маскеру, они вместе снимали «Аладдина», «Русалочку» и недавно выпустили «Моану».

Дженнифер Ли

Прокатные планы у обоих подразделений расписаны на годы вперед. После «Суперсемейки 2» (выход 14 июня 2018 года) Pixar сосредоточится на «Истории игрушек 4» (Лассетер передал режиссерские полномочия Джошу Кули еще в 2015 году). А у соседей выйдут в 2018-м «Ральф против интернета» и в 2019-м «Холодное сердце 2». Анимационные полнометражные проекты делают обычно несколько лет, и студии должны скоро обнародовать планы на будущее — они будут создаваться уже при новом руководстве.

Принять решение, вернется Лассетер или нет, может только Боб Айгер. Как сказал THR еще один осведомленный источник: «Ключ ко всему — наследие Айгера. Самое важное и для него, и для всех — какой он хочет оставить компанию. Если репутация Лассетера бросит на это тень, Джона отдадут на съедение волкам».

Материалы по теме

  • Продолжение «В поисках Немо» появится в 2015 году

    02 апреля 2013 / Денис Данилов

    Студия Pixar объявила дату выхода в прокат мультфильма «В поисках Дори», возвращающегося в мир обитателей кораллового рифа.

    Комментировать
  • Студия Pixar запускает сиквел «Суперсемейки»

    20 марта 2014 / Редакция THR Russia

    Глава Disney Боб Айгер также объявил, что скоро начнется работа над третьим фильмом франшизы «Тачки».

    Комментировать
  • Джон Лассетер снимет «Историю игрушек 4»

    07 ноября 2014 / Редакция THR Russia

    Режиссер, работавший над первыми двумя частями франшизы, займется постановкой продолжения.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus