Ню и дела: как снимают секс-сцены в кино

Ню и дела: как снимают секс-сцены в кино
Кадр из фильма «Пятьдесят оттенков свободы»

Секс был одной из главных тем в искусстве на протяжении веков и остается ею сейчас, когда в Интернете можно найти все что угодно. Страстные постельные сцены и даже просто появления актеров в обнаженном виде гарантируют фильмам дополнительный интерес публики. Однако воплощение на экране эротических фантазий требует от всех участников процесса немалых усилий. Перед выходом финальной части садомазо-трилогии «Пятьдесят оттенков свободы» THR решил разузнать, на что готовы пойти актеры и режиссеры ради запечатления всех аспектов любви, часто ли для этого используются дублеры и бывает ли в кино настоящий секс.

Кино — довольно целомудренное искусство. До первой сцены секса оно дозрело лишь в 1933 году в фильме Густава Махаты «Экстаз». Прежде режиссеры осмеливались лишь на легкую демонстрацию наготы или намеков на нее. Чешско-австрийская же картина (европейское кино в этом смысле всегда было раскрепощеннее) оказалась настолько прогрессивной, что даже запечатлела первый женский оргазм в исполнении Хеди Ламарр (актриса после этого успешно перебралась в Голливуд. — THR).

Кадр из фильма «Экстаз»

В США с середины 30-х годов на страже морали стоял кодекс Хейса, не пускавший в прокат бесстыдства, поэтому в смелую фазу экранных секс-экспериментов американское кино вошло только в 60–70-е. Эволюция продолжается и по сей день — многие вещи до сих пор остаются табуированными, однако кабельные каналы вовсю раздвигают границы дозволенного.

В Советском Союзе кинематограф по понятным причинам тоже был небогат на разврат. Впервые вдоволь налюбоваться на большом экране на женские прелести жителям страны довелось лишь в 1979 году в «Экипаже»: до этого в нашем кино в лучшем случае могла промелькнуть пара секунд легкой обнаженки. Впрочем, вся «постельность» у Александра Митты выражалась в том, что герои лежали в кровати без одежды.

Кадр из фильма «Экипаж»

Разумеется, периодически появлялись «голые» сцены, которые чудом проходили цензуру. Так, в «…А зори здесь тихие» (1972) Станиславу Ростоцкому позволили оставить довольно смелую сцену в бане, потому что вид обнаженных девичьих тел подчеркивал главную мысль фильма: что женщины должны любить и рожать детей, а не воевать. А вот Андрею Тарковскому сцену языческих гуляний в ночь Ивана Купалы из «Андрея Рублева» (1966) отстоять не удалось: в исконном виде картина стала доступна лишь в 1987-м.

Первая же копуляция случилась уже в перестройку в ставшей легендарной «Маленькой Вере» Василия Пичула — в 1988-м в кинотеатры выстраивались очереди из граждан, желавших воочию убедиться, что секс в СССР все-таки есть. С падением коммунистического строя самые вольнодумные постановщики выдохнули и уже ни в чем себе не отказывали: некогда запретное стало обыденностью.

Кадр из фильма «Маленькая Вера»

***

В кино физические проявления любви часто производят впечатление красивого, чувственного и пикантного акта, однако съемки постельных сцен максимально далеки от идиллического образа. Охать и ахать, часами монотонно стучась друг об друга под жаркими прожекторами, — так себе забава. «Снимать сцену секса тяжело, точка. Неважно, с совершенно незнакомым человеком или другом, мужчиной или женщиной. Вокруг сто человек съемочной группы, освещают, меняют ваши позиции, и это все ужасно некомфортно», — сетует Мила Кунис, снимавшаяся в фильмах с говорящими названиями «После секса» и «Секс по дружбе».

Множество актеров и актрис в опросах повторяют одно и то же: никто не любит сниматься в интимных эпизодах. Кроме Хью Гранта, конечно. «Я всегда наслаждался постельными сценами, хотя этого вроде бы быть не должно. Все говорят: „Ой, это совсем несексуально, потому что на тебя смотрит целая толпа“. А меня подобное всегда чрезвычайно возбуждало», — честно признается герой бессчетного числа романтических комедий.

У большинства смертных в таких условиях всякие намеки на энтузиазм обычно пропадают. «Когда колеблетесь, вспомните сэра Лоуренса Оливье, — делится практичной мудростью Эштон Кутчер, сыгравший главную роль в ленте «Больше, чем секс». — Он сказал: „Я прошу прощения, если возбужусь, и извиняюсь, если нет“. И когда произносите эту фразу, имитируйте британский акцент».

Иллюстрация: Валентин Ткач

Как и в реальной жизни, неловкость помогает снять алкоголь. Судя по голливудским интервью, накатить для храбрости — вернейший способ снизить стресс. Россия, впрочем, не отстает: Ирина Горбачева признается, что снимать кухонный секс в «Аритмии» Бориса Хлебникова ей было настолько страшно, что перед каждым из пяти дублей нервы приходилось успокаивать коньяком.

***

Исполнители предаются страстям, разумеется, понарошку, хотя в истории кино встречаются исключения. Как правило, это вотчина фестивальных режиссеров, которых хлебом не корми — дай эпатировать публику. Ларс фон Триер запустил целую волну откровенного артхауса своими «Идиотами». В «Любви» Гаспара Ноэ все не только по-настоящему, но еще и в 3D — аргентинец хотел показать правду интимной жизни без прикрас.

В 1990 году на советские экраны проникла знаменитая лента Нагисы Осимы «Империя чувств», снятая за 14 лет до этого. Фильм имел эффект разорвавшейся бомбы даже в Японии, а уж в СССР, который на тот момент еще не успел рухнуть, люди не верили своим глазам, когда видели на большом экране совершенно недвусмысленно и без трюков снятые сцены совокуплений. К тому моменту, когда появились другие примеры «настоящего» секса в кино — «Интим» Патриса Шеро, «9 песен» Майкла Уинтерботтома, «Кен Парк» Ларри Кларка и Эдварда Лахмана, — зрителя уже трудно было чем-то удивить.

Кадр из фильма «Империя чувств»

Впрочем, подавляющее большинство постановщиков предпочитает имитацию, и, на счастье актеров, целиком оголяться для таких эпизодов не всегда обязательно, равно как и соприкасаться деликатными местами. На «фабрике грез» трудятся настоящие мастера иллюзий, придумавшие массу хитрых изобретений, чтобы обмануть зрителя и сделать жизнь киношников терпимее. «Ваше мужское достоинство в сохранности, поскольку оно упрятано в маленький мешочек телесного цвета… — успокаивает Джейми Дорнан, прославившийся ролью в «Пятидесяти оттенках серого». — Вы засовываете все свое хозяйство в маленькую сумочку, завязываете ее, как гроздь винограда, и все спрятано».

К услугам женщин целый арсенал приспособлений: от подкладок, которые наклеиваются на гениталии и грудь, до нижнего белья телесного цвета и лобковых париков (хотя интимные стрижки, бывает, дорисовывают и в постпродакшне, как в тех же «Пятидесяти оттенках…»). Возвести все эти баррикады помогают художники по гриму. Для пущей убедительности исполнителей еще и натирают всяческими средствами, имитирующими пот (лица бедолаг могут покрывать вазелином, а тело — детским маслом со смесью воды или специальными гелями и увлажнителями).

Иногда в кадре не нужен даже партнер — нагрузку на себя берут протезы, обозначающие те или иные части тела, которые актеры предпочли бы не выставлять на всеобщее обозрение. Компьютерная графика тоже позволяет проделывать интересные фортеля. Скажем, в «Нимфоманке» Ларса фон Триера артисты притворялись, что совершают половой акт, однако потом на их тела цифровым путем накладывались части тел порноактеров — те в свою очередь уже делали все взаправду и на совесть.

Постер к фильму «Нимфоманка»

***

Для экранного секса и сцен с обнажением стандартной практикой является подписание дополнительного соглашения к контракту, где подробно оговариваются все животрепещущие моменты. Подобный документ защищает интересы всех причастных и дает артистам ощущение контроля и безопасности. Вот как работает с актерами Пол Верховен, подаривший миру «Основной инстинкт» и «Шоугелз»:

«Я очень откровенно беседую со своими подопечными о том, что будет видно, где расположится камера, как все произойдет. Проговариваю это максимально детально, раз за разом повторяя слова вроде „сосок“ и „влагалище“, чтобы все четко поняли, как мы решим данную сцену. А когда снимаем, то придерживаемся сценария. Поэтому и не прихожу потом к актерам с дополнительными нюансами, которые, возможно, неприемлемы — все должно быть прописано изначально».

Пол Верховен и Элизабет Беркли на съемках «Шоугелз»

Когда у исполнителей появляется уверенность, что их не пытаются эксплуатировать, они гораздо охотнее соглашаются на рискованные кадры. Нелишним бывает и предоставить им раскадровку — как минимум за день до часа икс.

Если какие-то изменения в сценарии все же возникают, продюсеру нужно как можно быстрее всех оповестить и подписать новое дополнительное соглашение. Даже заключив контракт, актер имеет право впоследствии отказаться от съемки. Потом будет поздно: распоряжаться отснятым материалом артисты не могут.

В бумагах также закрепляются условия, обеспечивающие комфортную работу: например, закрытая съемочная площадка, куда допускается только самый необходимый персонал (но, как показывает практика, свести дело к режиссеру и оператору удается в единичных случаях), и запрет на использование в промоушене откровенных статичных кадров. Специальные сотрудники должны все время стоять с халатами наготове, чтобы накидывать их на актеров в перерывах между дублями.

Все эти предосторожности необходимы, чтобы не возникало неприятных сюрпризов, как на съемках «Последнего танго в Париже» Бернардо Бертолуччи. Режиссер и Марлон Брандо в порыве вдохновения решили снять одну из самых скандальных сцен в истории кино — ту, где герой звезды использует сливочное масло в качестве анальной смазки. Предупреждать Марию Шнайдер о своей идее они стали, чтобы добиться от девушки более естественной реакции. В результате униженная актриса чувствовала себя изнасилованной и проклинала постановщика всю оставшуюся жизнь, которую омрачали наркотики и психические расстройства. Сегодня подобные выходки наверняка стоили бы затейникам карьеры.

Иногда звезды не горят желанием оголяться (например, жесткий контракт на этот счет, как ни курьезно, у Сары Джессики Паркер, звезды сериала «Секс в большом городе»). Одни не хотят, чтобы их дети увидели родителей за непристойным занятием, вторым запрещают мужья и жены, а кому-то мешает съемочный график (работа над постельной сценой может занимать до 6–7 часов и растянуться не на один день).

В таких случаях кинематографистов выручают дублеры. Порой актриса готова засветить определенные части своей красоты, но оставшиеся козыри предпочитает держать при себе — тогда нанимают сменщицу под конкретную часть тела. В Голливуде довольно распространены «задничные» дублеры, чья задача, как нетрудно догадаться из названия, сводится к демонстрации ягодиц на экране.

В таких случаях актрисы могут даже участвовать в кастинг-пробах, экспертно выбирая претендентку с устраивающей их (похожесть не обязательна, наоборот, чаще замена ищется, дабы украсить действительность) нижней частью спины. Дакота Джонсон из «Пятидесяти оттенков серого», например, отмучилась в большинстве сцен самостоятельно, но дублерша у нее все же имелась.

Дакота Джонсон готовится к «красной комнате»

Мужчины тоже пользуются «запасными», когда необходимо выгодно выглядеть обнаженными (особенно со спины) или раздеваться в кадре мешают этические соображения. Например, Олег Меньшиков нашел себе замену для нескольких кадров в «Утомленных солнцем 2» Никиты Михалкова.

Кстати, забавная сцена «быстрого секса» (оставшегося за кадром) героев Михалкова и Людмилы Гурченко из «Вокзала для двоих» Эльдара Рязанова была своего рода «приветом» эпизоду из «Сибириады» Андрея Кончаловского, где актеры также играли в паре. В фильме есть несколько кадров, где появляется обнаженная грудь Гурченко, но в действительности ее подменяла девушка из массовки.

***

Подходы к постельным эпизодам применяются разные: некоторые режиссеры планируют все до мелочей, другие оставляют простор для импровизации. В первом случае иногда даже приглашают секс-хореографа, который репетирует с актерами сцены со всеми тонкостями, чтобы ни для кого не стало неожиданностью, если их прихватят за неподобающие места.

К примеру, известный своей дотошностью Дэвид Финчер велит оттачивать все движения и никогда не жалеет времени на репетиции. А вот Райан Гослинг — сторонник более спонтанного метода: «Часто актеры вполне профессионально разбираются в том, как установлен свет, и стараются „не наступать“ на реплики друг друга. Но это вещи искусственные, и их надо отбрасывать, если вы хотите достичь чувства близости. В реальной жизни секс неряшлив».

Комедийный режиссер и продюсер Джадд Апатоу вторит звезде: «Если все слишком отрепетировано или продумано, то это выглядит как паршивое софт-порно. Я предварительно фотографирую все возможные ракурсы, в которых можно заниматься сексом, но в день съемок все наработки вылетают в трубу. Не так много мест, где можно разместить камеру для данной активности».

Кстати, самые чувствительные профи используют удаленно управляемую технику, чтобы оператор не нависал над «любовниками» в щекотливых ситуациях. Нередко на актеров нацелено сразу два объектива, чтобы ускорить работу над неловким процессом.

Многие постановщики любят управлять действием, давая на ходу указания и напутствия актерам («Хорошо потрахались!» — ободряюще орал актерам Джо Карнахан после каждого дубля на съемках «Драйвера на ночь»). Режиссер «Сумерек» Кэтрин Хардвик старается быть поделикатнее: «Я хочу, чтобы мои комментарии поддерживали их, пытаюсь расшевелить, говоря что-то вроде: "Разве не здорово, когда кто-то целует твою шею? Постарайся найти эту прекрасную точку и посмотри, как отреагирует человек". Это забавно, потому что в последний раз одна из актрис спросила: "Не могли бы вы пойти сегодня со мной домой и объяснить, что делать моему мужу?"»

***

Если в порно девушки зарабатывают больше мужчин, то в кино гонорары привязаны к личному звездному статусу. Сама по себе обнаженка не обязательно сулит какие-то огромные деньги — актеры соглашаются и на символические гонорары в дерзких авторских проектах, если сценарий их впечатлит. Однако бонус часто служит неплохим стимулом, когда необходимо уговорить артиста на участие в проекте. В свою очередь, для агентов это неплохой повод выбить для своих подопечных большую сумму гонорара.

Если говорить о массовке, то есть стандартные минимумы, рекомендованные актерской гильдией, — и раздевание в них никак отдельно не поощряется. Эксгибиционисты никогда не заскучают без работы благодаря каналу HBO, в чьих сериалах действие регулярно сопровождается эпичными оргиями. Хотя для одной особенно декадентской сцены в «Мире Дикого Запада» им все же пришлось предложить пятидесяти дублерам повышенные ставки ($600 в день вместо традиционных $157). Смельчаки подписали дополнительный контракт, где они соглашались в случае чего «принимать форму стола, будучи голыми», «позировать обнаженными на четвереньках, пока вас оседлали нагишом» и тому подобные выкрутасы. Для изображения свального греха в «Оставленных» канал арендовал целый паром, где 360 человек съемочной группы и массовки в течение недели снимали разнузданный эпизод.

При этом в сцене прохода через город полностью обнаженной Серсеи Ланнистер в финале пятого сезона «Игры престолов» прибегли к компьютерному трюку, приделав к голове Лины Хиди тело специально подобранной для этого дублерши. Звезда же свой путь через Дубровник, где снимался сериал, проделала одетая в бежевую футболку.

Кадр из сериала «Игра престолов»

***

Как бы хорошо ни продавался секс, истинная откровенность считывается через актерскую игру, а не скабрезные кадры. В противном случае всегда есть риск скатиться в пошлость. «Сейчас пора вспомнить, что эротика — это соединение энергий, которое чувствуется уже во взгляде, — отметил Никита Михалков в интервью, посвященном работе над «Утомленными солнцем 2». — Если удается это передать, то зрителей такое волнует гораздо больше, чем показ голых тел. Моя любимая эротическая сцена в фильме Бернардо Бертолуччи "Маленький Будда" происходит под желтым шелковым одеялом: ничего не видно, но все угадывается. Вот это настоящее эротическое переживание в кино».

Материалы по теме

  • Турецкие кинематографисты написали письмо немецкому канцлеру

    17 июня 2013 / Редакция THR Russia

    Фатих Акин и Сибель Кекилли попросили немецкого канцлера надавить на турецкое правительство и прекратить преследования протестующих.

    Комментировать
  • Рецензия: «Соблазненные и брошенные»

    29 мая 2014 / Рубен Седракян

    Романтическая метафизика от Джеймса Тобэка, соединившего все части кинематографа воедино.

    Комментировать
  • Ларс фон Триер намерен вернуться на Каннский кинофестиваль

    10 марта 2017 / Редакция THR Russia

    Датский кинорежиссёр хочет прервать пятилетнее молчание и вернуться в Канны, однако будет ли он снимать дальше - неизвестно.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора