Рецензия: «Двуличный любовник» Франсуа Озона

Рецензия: «Двуличный любовник» Франсуа Озона
Кадр из фильма «Двуличный любовник»

После небольшого перерыва на психологическую драму времен Первой мировой войны «Франц» Франсуа Озон вернулся к своим излюбленным темам и выпускает на экраны «Двуличного любовника». Показанная в Каннах картина не получила должного отклика, однако в ней есть все, за что публика так любит мэтра, — стильность, сексуальность, атмосфера безумия и Жаклин Биссет сразу в двух образах.

Главная героиня Хлоя (Марина Вакт) являет собой квинтэссенцию мифа о парижской красавице. В первом же кадре она поправляет волосы — прическа «пикси» делает ее похожей на Мию Фэрроу из «Ребенка Розмари», и это только первый шаг в череде отсылок к наследию мирового кинематографа. Дальше мы видим героиню уже на приеме у гинеколога, где тот объясняет, что мучающие ее боли являются следствием депрессии. На что молодая женщина просит порекомендовать ей хорошего специалиста.

Этим врачом оказывается Поль Мейер (любимец братьев ДарденнЖереми Ренье) — светлые волосы, очки, свитер — он сразу внушает Хлое доверие, и терапия начинается. Озон разделяет экран на несколько квадратов, где врач и пациентка лицом к лицу обсуждают самые интимные вещи. И боли в животе вместе со скукой и меланхолией постепенно отступают.

Но в один прекрасный день Поль объявляет, что они должны прекратить сеансы, потому что он влюбился в свою пациентку, а это противоречит всем этическим принципам. К счастью, чувства взаимны. За поцелуями следует переезд Хлои, а также ее кошки Мило в дом Мейера. Но однажды, перебирая вещи любовника, она находит его паспорт и видит в нем другую фамилию — Делор. Заливаясь слезами, девушка умоляет: «Ничего от меня не скрывай».

Однако проходит не так много времени, и вот наша героиня видит Поля из окна автобуса. Он разговаривает с какой-то незнакомой женщиной, и когда той же ночью Хлоя задает вопрос, отвечает, что это был не он. Отправившись выслеживать неверного жениха (работа в музее, судя по всему, предполагает много свободного времени), героиня выясняет поразительную вещь — того, кого она видела, зовут Луи Делор, и он не только копия Поля, но и точно так же работает психотерапевтом…

Назначив сеанс, Хлоя выясняет, что Луи — полная противоположность ее возлюбленному: четкие линии и прямые углы в обстановке кабинета, искусственные растения вместо живых, строгие костюмы, подбритые виски. Отличается и его манера вести себя с пациентом: он не чурается быть грубым и даже оскорблять подопечную, а главное — в открытую соблазняет героиню.

Встречи Хлои и Луи не могут не вызвать улыбку, а эротические сцены не отличаются традиционностью — так героиня фантазирует о сексе втроем и вариациях, где оба ее любовника предстают в виде сиамских близнецов. Подобного рода эпизоды — всегда некий риск для широкоэкранного кино, но Озону вполне удается не перейти границы.

Само собой, Хлоя всеми силами старается сохранить в секрете не только свои отношения с Луи и сам факт его существования, хотя и не может удержаться от провокационных вопросов Полю вроде: «Ты никогда не думал, что у тебя есть брат-близнец?» Вообще, нельзя не отметить, что Озон закручивает этот любовный, казалось бы, треугольник на манер отличного триллера.

Возможно, «Двуличного любовника» сложно назвать лучшей картиной режиссера, но, безусловно, она позволяет Озону поговорить на излюбленные им темы: бури и терзания, скрытые внутри женщины; разрыв между внешним и внутренним; воображение как часть повседневности; и, конечно, то, как мало о нас знают даже самые близкие люди.

При этом нельзя не отметить стилистического единства картины, ее практически идеального композиционного построения. А также великолепно подобранного и работающего как хорошо отлаженный механизм каста. Вакт удивительно достоверно передает хрупкость, под которой скрыто коварство, Ренье отлично удалась роль плохиша, а Биссет с ее поистине королевским шармом предстает в образе сразу двух матерей.

Музыка Филиппа Ромби, постоянно меняющая настроение с нежного и романтичного на мощное и даже агрессивное, еще сильнее затягивает зрителя в водоворот бурлящих на экране страстей. Трудно придумать более идеальное сопровождение для фильма серьезного мастера, который смотрит на дело рук своих с улыбкой.

«Двуличный любовник» (L'amant double)

 A-One Films / Бельгия, Франция / Режиссер: Франуса Озон / В ролях: Марина Вакт, Жереми Ренье, Жаклин Биссет, Мириам Буайе, Доминик Реймон, Фанни Сэйдж, Жан-Эдуард Бодзяк, Антуан Де ла Мориньер / Премьера: 19 октября

Материалы по теме

  • Франсуа Озон: «Русских мужчин мой фильм выбивает из колеи»

    10 ноября 2014 / Михаил Рузманов

    В российский прокат выходит мелодрама Франсуа Озона «Новая подружка», в которой Ромен Дюрис после смерти жены пытается начать новую жизнь, но уже в женском обличии. THR поговорил с режиссером картины.

    Комментировать
  • Рецензия: «Франц» Франсуа Озона

    17 октября 2016 / Алиса Амблар

    В 16-й полнометражной картине режиссера по пьесе пацифиста Мориса Ростана есть место и любви, и антимилитаристскому посылу.

    Комментировать
  • Новый эротический триллер Франсуа Озона доберется до российского зрителя

    26 мая 2017 / Редакция THR Russia

    Объявлена дата выхода нового эротического фильма Франсуа Озона в России.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора