Рецензия: «Мой сын» с Гийомом Кане

Рецензия: «Мой сын» с Гийомом Кане
Кадр из фильма «Мой сын»

Новый фильм Кристиана Кариона, прославившегося общепримиряющей мелодрамой «Счастливого Рождества», хотя и сотворен за шесть дней, но божественным его не назовешь. От сюжета о войне и розни режиссер перешел к камерной истории семейного непонимания, захватив с собой Гийома Кане, для которого «Мой сын» стал актерским вызовом, подарком и возможностью предстать в новом амплуа.

Персонаж Кане — Жюльен — геолог крупной компании, имеющей теневые связи с Ближним Востоком. Из-за постоянных командировок дом для него — не более чем перевалочный пункт. «У тебя на первом месте работа. Если бы я была на втором, так нет же и на втором, и третьем, и десятом месте у тебя тоже работа!» — могла бы повторить слова жены героя из киношедевра Льва Кулиджанова и Якова Сегеля «Дом, в котором я живу» героиня Мелани Лоран.

Разумеется, семья дала трещину, а у 7-летнего сына Жюльена с потенциальным отчимом отношения не клеятся. Сосланный в зимний лагерь, дабы дать матери и ее избраннику наедине пережить потерю неродившегося ребенка, мальчик исчезает. Версия побега от обиды, мести или из желания напугать вскоре сменяется похищением, и, разумеется, никто, кроме родного отца, не сумеет отыскать виновников.

Картина Кариона, на первый взгляд отсылающая к «Нелюбви» Андрея Звягинцева, идет другим путем: дети находятся, семья воссоединяется, солнце выходит из-за туч. И была бы эта киноновелла не стоящим внимания проходным фильмом, когда бы не обстоятельства работы над ней, о которых обязательно нужно предупреждать зрителя перед просмотром.

«Мой сын» — это эксперимент, кино без сценария, набор этюдов, импровизаций на заданную тему. Гийом Кане не знал заранее сюжетных поворотов, развязки (он лишь просил постановщика о том, чтобы финал не был безнадежен), даже плана сцен на ближайший съемочный день. Живущий отдельно от команды проекта, дабы никто не проговорился о том, что артисту, по замыслу режиссера, знать не положено, он мог только догадываться, что предстоит пережить его герою.

У Кане был лист с фактами биографии Жюльена, остальное нужно было добыть из личной актерской памяти. Собственно, для Гийома, отца двоих детей, эта история стала очень близкой, все эпизоды как бы прожиты им в кадре от первого лица. В дурашливой ленте «Вечно молодой» он тоже действовал от своего имени, но там все экспромты были заготовлены заранее.

«Мой сын» — кино живой реакции на предлагаемые обстоятельства, тренинг, «самосаботаж». Говорят, перед началом работы Кане и Карион пересмотрели фильм «Виктория» Себастьяна Шиппера, снятый одним планом, — тогда-то им и пришла мысль сделать ленту без репетиций и проб. Театральное прошлое вновь настигло актера, ведь этот эксперимент стал одновременно уникальным опытом свободы в творческом процессе переживания (точно по системе Станиславского) и игрой «без права на ошибку» из-за экстремально малого числа съемочных дней.

Построенный на многочисленных заявочных планах, сценах переездов и редких малосодержательных репликах, оставляющих больше вопросов, чем ответов, фильм не претендует на динамику «Похищения» Луиса Прието или скрупулезность «Подмены» Клинта Иствуда, он несовершенен, местами нелогичен и некинематографичен, как обычные люди, когда попадают в ситуации, к которой не были готовы. Картина оказывается иллюстрацией актерских поисков: пусть находки тут редки, сам факт готовности решиться на подобный опыт, бесспорно, заслуживает уважения.

Гийом Кане пока не выдерживает высоту драмы, до глубин души своего персонажа-геолога ему не докопаться, просто некогда. Наедине со зрителем он проигрывает скупой геометрии кадра, зато в диалогах и конфликтах, будь то ссоры с женой с предъявлением «перечня взаимных болей, бед и обид» или вспышки бессильного гнева, он более убедителен. В отсутствие даже сценарной опоры артисту приходится нелегко: один в поле не воин. Онемевшая красота заснеженных лесов сообщает публике здесь больше, чем беззвучные крупные планы главного героя.

Линейную структуру фильма разбавляют флешбэками — записями домашнего видео, которые внимательно изучает Жюльен. В какой-то степени и «Мой сын» походит на запись из личного архива Гийома Кане или его актерскую визитку, которую зачем-то решили обнародовать. Впрочем, быть может, «Мой сын» — залог новых успешных проектов актера, бесстрашие которого многое способно искупить.

 

«Мой сын» (Mon garcon)

Russian World Vision / Франция / Режиссер: Кристиан Карион / В ролях: Гийом Кане, Мелани Лоран, Оливье де Бенуа, Марк Роберт / Премьера: 28 сентября

Материалы по теме

  • Сказки о полиандрии и полифонии

    07 февраля 2014 / Семен Кваша

    Что надо знать о фильме «Нимфоманка. Часть 1», прежде чем идти на премьеру: рыбалка, физкультура, пенисы и Палестрина.

    Комментировать
  • Рецензия: «Исчезнувшая» Дэвида Финчера

    30 сентября 2014 / Илья Миллер

    Умело замаскированная под триллер, очень современная, подспудная и отстраненная сага режиссера о невозможности нормальных взаимоотношений между полами в этом безумном мире.

    Комментировать
  • Рецензия: «Перестрелка» Бена Уитли

    27 апреля 2017 / Дмитрий Карпюк

    Тот случай, когда название фильма полностью отражает его содержание.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора