Рецензия: «Обещание»

Рецензия: «Обещание»
Кадр из фильма «Обещание»

Австриец Стефан Цвейг всегда был любим и почитаем, но то, что он станет едва ли не самым модным писателем года, вряд ли кто-то мог ожидать. Сначала с успехом прошел хулиганский «Отель «Гранд Будапешт» Уэса Андерсона, сотканный сразу из нескольких новелл и нашпигованный звездами и сюжетными поворотами по самую маковку. Потом по «Первому каналу» показали российский сериал «Любовь за любовь» по роману «Нетерпение сердца». И вот теперь выходит «Обещание» французского режиссера-ветерана Патриса Леконта — мелодрама, основанная на новелле «Путешествие в прошлое», которая была посмертно обнаружена среди рукописей Цвейга.

Это история нереальной, невозможной любви, увидев которую можно понять, как далеко ушло человечество в этом вопросе за сто лет. Сегодня подобные «проблемные» чувства могут вспыхнуть разве что к вампиру, да и то как-то все образуется. Здесь же речь идет о двух людях, все способствует их близости, однако герои могут позволить себе не больше, чем томные взгляды. И в этом состоит старомодное, какое-то балетное очарование рассказанной истории.

Место действия — кайзеровская Германия накануне Первой мировой войны. Осиротевший Фредерик (Ричард Мэдден), умом и старанием получивший профессию инженера, поступает на работу на производство. Герой быстро обращает на себя внимание владельца завода — сталелитейного магната Хоффмайстера (Алан Рикман). Стремительно продвигаясь по карьерной лестнице, Фредерик становится личным секретарем хозяина и переселяется в его роскошный особняк. Но встреча с молодой женой магната Шарлоттой (Ребекка Холл) переключает жанровый регистр, и бодрая история о «социальном лифте» превращается в томную поэму о борьбе чувства и долга. Между деловыми разговорами, прогулками по саду, музицированием на фортепиано и поездками в оперу расцветает тайное, невысказанное, но очевидно взаимное чувство.

Наблюдать за этим, как ни странно, очень интересно. Эпоха реконструирована, что называется, с шиком. Камера слегка играет в субъективность и подрагивает в руках оператора Эдуарду Серры, напоминая, что он же снимал «Девушку с жемчужной сережкой». Музыка вступает в стилистическую перекличку с оскароносным саундтреком Габриэля Яреда к «Английскому пациенту». Неузнанным остается, если честно, лишь режиссер. Автор «Насмешки», «Девушки на мосту» и кучи комедий отошел в этой картине на второй план.

Зато очень заметно, какое неподдельное счастье испытывают актеры, которые после трескучих блокбастеров оказались в камерной истории, требующей не бодро отчеканенных реплик, а тонкой нюансировки. У Алана Рикмана за плечами весь «Гарри Поттер», у Ричарда Мэддена — «Игра престолов», у Ребекки Холл — «Железный человек 3» и «Превосходство». Классический любовный треугольник они разыгрывают очень грамотно, даже технично — этими вскользь брошенными взглядами, мимолетными улыбками, случайными касаниями можно любоваться часами.

Однако ничто не проходит даром, и тем более — участие в блокбастерах. Главные персонажи кажутся в целом слишком холодными, лишенными страстей. Хотя страстей в самой истории предостаточно. Немолодой и серьезно больной Хоффмайстер неслучайно привел в дом симпатичного секретаря: он явно рассчитывал, что супруга воспользуется этим соседством и закрутит пошленький, ни к чему не обязывающий адюльтер. Но на практике оказалось, что ревнивый Хоффмайстер не смог вынести даже очевидно платонический роман своей жены. Юный Фредерик в итоге отправляется в служебную командировку в Мексику и вернется домой лишь после начала войны. Расставаясь, влюбленные дадут друг другу обещание не забыть о своих чувствах, но разлука не пройдет для них бесследно.

Хотя Шарлотта к моменту их новой встречи стала вдовой, новелла Цвейга все равно заканчивалась пессимистично. Патрис Леконт, как истинный француз, решил подправить мрачного австрийского гения и подарил надежду. Пусть не самим подрастерявшим романтический пыл героям, то хотя бы благодарным зрительницам, которые могут смело запасаться платками, чтобы утирать в финале навернувшиеся слезы.

«Обещание» («A Promise»)/ «Премиум Фильм»/ Франция, Бельгия / Режиссер: ПатрисЛеконт/ В ролях: Ребекка Холл, Алан Рикман, Ричард Мэдден, Тоби Мюррэй, Мэгги Стид, Шеннон Тарбет, Жан-Луи Сбилье

Материалы по теме

  • Киноклуб «Фитиль» покажет фильмы «Кинотавра»

    13 июня 2013 / Редакция THR Russia

    Программа «Эхо Кинотавра» пройдет в киноклубе «Фитиль», покажут четыре конкурсных фильма фестиваля.

    Комментировать
  • Фильм «Туфельки» получил призы в Монако

    10 декабря 2013 / Редакция THR Russia

    Короткометражный фильм о Холокосте «Туфельки» Константина Фама получил все главные призы кинофестиваля Angel Film Awards в Монако.

    Комментировать
  • Софи Лорен будут чествовать на фестивале Американского киноинститута

    29 августа 2014 / Редакция THR Russia

    На ежегодном фестивале Американского киноинститута покажут фильм «Брак по-итальянски».

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus