Трое на траве: За кадром «Особо опасных»

Трое на траве: За кадром «Особо опасных»

В одном из первых эпизодов картины «Особо опасны» блондинка Блэйк Лайвли гуляет по пляжу, а ее закадровый голос предупреждает: «То, что именно я рассказываю эту историю, совсем не означает, что я доживу до финала». И зрители понимают, что режиссер Оливер Стоун хочет на этот раз поиграть скорее в «Прирожденных убийц», чем в «Никсона» или «Джорджа Буша-младшего». Поначалу кажется, что криминальный триллер о двух друзьях-наркодилерах и их общей подружке снят не 65-летним классиком, каждый фильм которого вызывает дискуссию о природе власти, денег или медиа, а бодрым дебютантом, набившим руку на видеоклипах и решившим выдать сразу все свои выстраданные и до сих пор не продемонстрированные приемы. Конечно, это впечатление обманчиво. Да, возможно, «Особо опасны» не останется в истории, как «Взвод», в котором служивший во Вьетнаме Стоун высказался о войне убедительнее многих более маститых тогда коллег. Или как «Уолл-стрит», всего одна реплика из которого — «Алчность — это хорошо» — определила настроение 1980-х. В «Особо опасных» послание Стоуна замаскировано «молодежным» напором съемки, рамками жанра и вроде обычным развлекательным сюжетом, написанным на основе одноименного романа Дона Уинслоу двухлетней давности. Перед тем как предложить одну из главных ролей Тэйлору Китчу, который недавно снялся в главной роли в провалившемся блокбастере «Джон Картер», Стоун позвонил режиссеру «Морского боя» Питеру Бергу и попросил показать рабочий материал с участием актера. То, что он там увидел, явно его устроило, и Китч получил роль. С Аароном Джонсоном все было еще проще. Стоун встретился с актером в Лондоне после того, как посмотрел «Пипец», и предложил ему любую из двух ролей.

Выбирать надлежало между бывшим наемником Чоном и его другом-хиппарем Беном. Первый (Китч) привозит из Афганистана семена очень крутой травы и на пару со вторым (Джонсон) налаживает очень выгодный бизнес по снабжению марихуаной отдыхающих на калифорнийском пляже «Лагуна». Романтическим объектом обоих героев по имени Офелия (или просто О) стала голливудская старлетка Блэйк Лайвли — но только после того, как отказалась Дженнифер Лоуренс, которая предпочла роль в «Голодных играх». Стоун признается, что снял признание в любви фильмам, которые смотрел в молодости: по картинке «Особо опасны» — это спагетти-вестерн, по сюжету — современная версия «Буча Кэссиди и Сандэнса Кида». Точно так же, как когда-то герои Пола Ньюмана и Роберта Редфорда грабили банки и возили за собой симпатичную брюнетку Кэтрин Росс, Чон и Бен безбедно живут, нарушая закон и деля одну женщину. Но, как и в вестерне конца 1960-х, приходит расплата. Жесткая хозяйка наркокартеля Елена (Сальма Хайек — идеальный выбор на роль злодейки с мексиканским акцентом) недовольна тем, что любовный треугольник перебегает ей дорогу. По ее поручению герой Бенисио Дель Торо (еще одно чудо кастинга) похищает О и отправляет ребятам видеосообщение, в котором обещает присылать им ее отрезанные пальцы, если они не согласятся сотрудничать, то есть делиться. Тут и настает самое время Чону вспомнить свое афганское прошлое и объявить войну южанам. Уже по перечислению фамилий видно, что Стоун, помимо любви к криминальным сюжетам и резким однозначным высказываниям, обожает актеров и дает им показать лучшее, на что они способны. Джеймс Вудс, Том Круз, Джоан Аллен, Майкл Дуглас и Уиллем Дефо номинировались на «Оскар» за роли именно в его фильмах. К сожалению, этого не случится с Умой Турман, сыгравшей в «Особо опасных» мать О: из-за длинного хронометража картины Стоуну пришлось полностью вырезать ее роль во время монтажа, как и роли жен героев Дель Торо и Джона Траволты, сыгравшего коррумпированного копа.
И пусть «Особо опасны» не вызовет дискуссии того же масштаба, как другие фильмы Стоуна: например, «Рожденный четвертого июля» или «Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе». Но после американской премьеры в начале июля консерваторы были встревожены позицией режиссера по отношению к наркотрафику и наркотикам вообще. Стоун никогда не скрывал, что курит травку со времени службы во Вьетнаме, и до сих пор считает, что это его единственное спасение от творившегося вокруг беспредела. По сюжету наркоторговцы, конечно, зло, но и у него в интерпретации Стоуна есть нюансы. Да, глава преступной мафии Елена похищает О, но после нескольких проведенных вместе дней начинает относиться к ней почти как к дочери. В бандитских понятиях есть своя изначальная правда, — будто хочет сказать нам Стоун и снимает сцену, где Елена убеждает О, что невозможно иметь долгие серьезные отношения сразу с двумя мужчинами, какими бы свободномыслящими они ни были. Точно так же, считает Стоун, невозможно бороться с наркоторговлей «цивилизованными» методами в стране, в которой настолько большой процент населения десятилетиями вовлечен в криминальный бизнес. И уже в самой завязке фильма, когда Чон начинает выращивать траву из привезенных из Афганистана семян, есть упрек родному государству как машине подавления.
«Не нужно думать, что вмешательство Америки во внутренние дела других стран проходит бесследно для самих американцев. Мы получаем таких людей, как Чон», — сказал в интервью ветеран Вьетнама. И он один из немногих кинематографистов, к которым имеет смысл прислушаться. Потому что даже в таких далеких от политики фильмах Стоуна, как «Поворот» и «Александр», главные герои в одиночку боролись с обстоятельствами. Чон и Бен тоже объявляют войну организованной преступности — и, по сути, делают за государство его работу. В мире Оливера Стоуна это выглядит не киногеройством, а упреком властям: такая смелость не столько возможна в принципе, сколько неизбежна.

Материалы по теме

  • Рецензия на фильм «Люди в черном 3»

    17 мая 2012 / Денис Данилов

    Фильм о путешествии во времени сам оказывается капсулой времени, запечатанной в 2002 году и открытой этой весной.

    Комментировать
  • Читайте в десятом номере

    18 декабря 2012 / Редакция THR Russia

    Содержание свежего номера журнала «The Hollywood Reporter – Российское издание», поступающего в продажу во вторник, 25 декабря.

    Комментировать
  • ЭКСКЛЮЗИВ: 75 лет Алексею Петренко — снимки и воспоминания фотографа Валерия Плотникова

    25 марта 2013 / Эвелина Гурецкая

    Подколесин из «Женитьбы», Распутин из «Агонии», 5-й присяжный из «12»… За свою долгую карьеру Алексей Петренко, которому исполняется 75 лет, сыграл десятки ролей. Этот юбилей THR решил отметить публикацией фотографий актера, снятых и прокомментированных Валерием Плотниковым.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus