«Бенефис» с Владимиром Этушем

«Бенефис» с Владимиром Этушем
Владимир Этуш

Этой награды не было бы, если бы не спектакль «Бенефис», в котором 95-летний народный любимец Владимир Этуш сыграл одну из главных ролей, причем, женскую. Сколько ролей сыграл народный артист в родном Вахтанговском театре за 70 с лишним лет - и не сосчитать. Но эта стала особенной. История появления и роли, да и спектакля весьма любопытна. Приближался юбилей Владимира Абрамовича, и нужен был новый спектакль специально для него, хотя он по-прежнему регулярно выходит на сцену, играет в трех спектаклях. Вот тогда и придумали в театре этот «Бенефис». Режиссеру-постановщику попалась на глаза пьеса Надежды Птушкиной «Пока она умирала». Сколько раз ее уже ставили в разных театрах, регулярно появляется на телеэкранах и фильм «Приходи на меня посмотреть», единственная режиссерская работа в кино Олега Янковского. Но режиссер Владимир Иванов именно в этой пьесе увидел Владимира Этуша, причем в женской роли Софьи Ивановны, той самой бабули, которая перехитрила всех, даже саму смерть. Режиссер явно не нашел бы понимания, если бы пошел таким простым путем. И он придумал ход: изменил пьесу, добавив в нее начало и пару новых действующих лиц.

Владимир Этуш

Действие начинается за кулисами театра. В зале публика уже заняла свои места, спектакль должен вот-вот начаться – но не вернулась с гастролей актриса, исполнительница роли старушки, той самой Софьи Ивановны, которая доживает свой век вместе с немолодой дочерью, посвятившей свою жизнь матери. Что делать? Отменить спектакль невозможно - хотя все к этому идет. И тут директор театра словно замечает сидящего спиной к зрителю своего старого сотрудника, пожарного. Вспомнив, что этот пожарник был когда-то артистом, директор принимает решение именно его ввести в спектакль в роли старушки. Артист до последнего вздоха остается артистом. Вот и Пожарник - как можно догадаться, Владимир Этуш - помнит наизусть всю пьесу и на женскую роль соглашается, не раздумывая. В этом главная коллизия, остальное дело техники: грим, седой парик, старинная брошь, кружевная накидка – и перед зрителями предстает обаятельная бабуля. Этуш играет пожарного, играющего старушку. И даже в программке спектакля он так и обозначен – Александр Петрович, пожарник. Впрочем, придуманный ход потребовал всем героям пьесы дать новые имена. В остальном сюжет остался прежним.

ОЛьга Тумайкина и Владимир Этуш

Великолепный артист, Владимир Абрамович и в женском образе остается самим собой, он даже голос не меняет. Но при этом веришь безусловно: перед нами женщина. Мастер импровизации, в роли Софьи Ивановны он придает этой трагикомедии дополнительные комические эффекты. То он начинает пояснять, что ему предстоит делать - наизусть помнит все мизансцены. То озвучивает ремарки, а то вдруг забывает, что он – женщина, и говорит о себе как о мужчине. Или вдруг вспоминает о своих прямых обязанностях пожарного в театре, негодуя по поводу горящей свечи: «Открытый огонь на сцене театра запрещен!» То назидательно наставляет неожиданного гостя, будущего жениха дочери, роль которого в спектакле исполнил Евгений Князев.

Евгений Князев и Ольга Тумайкина

Признаться, порой было жаль, что подобных «недоразумений» было маловато. Именно на них зал буквально взрывался аплодисментами. Публика приходит на спектакль «Бенефис» в первую очередь именно на Этуша, который своим обаянием способен растопить любое сердце. Хотя надо отдать должное и его партнерам. Роль дочери блистательно сыграла Ольга Тумайкина. Прекрасна и Екатерина Симонова в роли внучки. Глядя на этот ансамбль, вольно или невольно сравниваешь главных героев спектакля с героями картины «Приходи на меня посмотреть», и трудно сказать, чьи образы артистам удались лучше - в кино или на сцене. А когда в финале все создатели выходят на поклоны с одетым в элегантный костюм Владимиром Этушем в центре, эмоции в зрительном зале буквально захлестывают. Сценографией и костюмами этого спектакля занимался главный художник театра Максим Обрезков, создавший интерьер старомодной московской квартиры, в которой и разворачивается действие. Получился спектакль в лучших традициях вахтанговской школы, которому успех у зрителей гарантирован.

Екатерина Симонова и Владимир Этуш

Материалы по теме

  • Михаил Ефремов в спектакле «Амстердам» в театре «Современник»

    19 января 2017 / Эвелина Гурецкая

    «Амстердам», безусловно, станет одним из аншлаговых спектаклей театра «Современник», который всегда славился демократичностью своих постановок.

    Комментировать
  • «По ту сторону занавеса»: опыт реинкарнации в двух частях

    28 марта 2017 / Эвелина Гурецкая

    Побывать по ту сторону занавеса и в прямом, и в метафизическом смысле довелось зрителям спектакля, представленного Александринским театром Санкт-Петербурга на фестивале «Золотая маска».

    Комментировать
  • Рецензия: «Простая просьба» с Анной Кендрик и Блейк Лайвли

    20 сентября 2018 / Сергей Синяков

    Затейливый феминистский триллер о том, что нельзя недооценивать домохозяек.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus