Еще раз о темном царстве: спектакль «ГрозаГроза» в Театре Наций

Еще раз о темном царстве: спектакль «ГрозаГроза» в Театре Наций
Фото: Дарья Глобина

Хрестоматийная «Гроза» Островского может зазвучать совершенно по-новому, если за нее возьмется Мастер. Именно так и произошло с постановкой этой пьесы режиссером Евгением Марчелли на сцене Театра Наций. Лауреат театральной премии «Золотая маска», художественный руководитель Ярославского академического театра драмы имени Волкова, Евгений Марчелли поставил более 60-ти спектаклей в разных театрах страны. В последнее время его все активнее приглашают в столицу. Первым такое предложение ему сделал Евгений Миронов, остановив свой выбор на Островском.

Посмотрев спектакль «ГрозаГроза», невольно приходишь к выводу, что такое прочтение этой пьесы до Марчелли никому и в голову не приходило. А именно: женщины уже тогда, в 19-м веке начали оттеснять  мужчин с занятого ими трона. Более того, по Марчелли именно сильные, властные, уверенные в себе женщины в современном мире вышли на передний план. Хотя сам режиссер утверждает, что ставил пьесу о любви, перенеся ее действие в наше время: «Мне кажется, что история гендерных отношений актуальна всегда. К тому же, она остается практически неизменной еще со времен драматургии древней Греции. История взаимоотношений между мужчиной и женщиной дико сложная. И не на секунду нигде ничего не меняется. Человек по природе эгоистичен и поэтому в любви всегда несчастен. Как только возникает слово «мой» или «моя», любовь напарывается на удивительное внутреннее сопротивление».

Фото: Дарья Глобина

В его спектакле, на первый взгляд, и впрямь много любви. Любви-стихии, захватывающей и разрушающей, с одной стороны. А с другой - любят герои не другого человека, а себя в нем. Таково чувство Бориса к Катерине, или возвышающейся над всеми Кабанихи к собственному сыну. Режиссер так расставил акценты, что становится понятно: ее выходящая за рамки материнской любви страсть к сыну с неприкрытым сексуальным влечением - закономерное следствие явно неутоленной женской любви, а причина нескрываемой неприязни к невестке Катерине - обычная женская ревность. Исключение в этом мире «любви –не любви» - Катерина, чье чувство безудержно и беззаветно. Так что по большому счету можно придти к такому вот выводу: режиссер ставил спектакль о любви, а получилось в итоге опять о «нелюбви».

Сюжет пересказывать не имеет смысла - он всем знаком: Катерина замужем была за одним, полюбила другого, счастья не нашла и в итоге утопилась. Вода стала одним из главных элементов оформления спектакля. Ведь что такое вода? Это и текучесть времени, и спокойное тихое озеро, и разбушевавшаяся стихия. Все это есть у Островского: стихийное в человеке противопоставлено застойному болоту. Публика, рассаживаясь по местам, слышит со всех сторон звуки льющейся воды. В глубине сцены - небольшой бассейн, в котором плещутся наяды. Зрители видят их лишь в отражении зеркальной поверхности. В этот бассейн время от времени бросается Катерина (Юлия Пересильд). Потом она, в мокрых одеждах, кутаясь в пальто-халат, будет продолжать свою роль - так что возникает естественное беспокойство: как бы она не простудилась. После этих ее купаний так и ждешь, что она утопится именно в этом бассейне, имитации Волги. Но у Марчелли не может быть предсказуемых финалов.

Фото: Дарья Глобина

Хотя в целом все развивается по сюжету пьесы. Правда, действие начинается с песни Шнурова «Рыба моей мечты», которую поет под балалайку одна из приживалок в семье Кабанихи (Ольга Антипова). Когда появляются главные герои, первоначально удивляют не только их современные одежды – красивые наряды Кабанихи, туфли на высоченных каблуках на Катерине - но и сам выбор актеров. Кабаниха у Марчелли (актриса театра имени Волкова Анастасия Светлова) - высокая статная красавица средних лет, регулярно меняющая наряды. По всему видно, что перед нами - явно успешная бизнес-леди, хотя и живущая со своим семейством в маленьком провинциальном городке Калинове на Волге. Ее сосед, и также одно из главных действующих лиц пьесы, купец Дикой (Виталий Кищенко) у Марчелли отодвинут на второй план. Как, впрочем, и большинство  героев мужского пола – не мужчины здесь правят бал.  

Фото: Дарья Глобина

Неожиданный ход режиссера – занять в двух главных мужских ролях, Тихона, мужа Катерины, и Бориса, ее возлюбленного, одного актера, Павла Чинарева (киноманы запомнили его по работе в фильме «Тряпичный союз» Михаила Местецкого, за которую он вместе с коллегами по картине получил  приз за Лучшую мужскую роль на «Кинотавре 2015»).  И это очень удачный ход из серии «еще раз про любовь». Казалось бы,  муж и любовник практически на одно лицо. Но не зря говорят о некой «химии», если речь заходит о чувствах. Хотя оба героя – и Борис и Тихон - мелки и ничтожны в сопоставлении с любящими их женщинами, Катериной и Кабанихой.

На этом любовную тему можно на время закрыть, чтобы перейти к другим, не менее интересным. А именно: «темному царству» по Марчелли. Не зря он одел героев Островского в современные одежды и не без умысла изменил название: «Гроза» звучит все-таки почти устрашающе, вот-вот все может рухнуть. В том время как в названии «Грозагроза» есть некая обыденность, не обещающая перемен. Вот и «темное царство» в спектакле Евгения Марчелли это вовсе не застойная жизнь в захолустном городке с ее мракобесием и неприятием перемен, как принято было обычно трактовать пьесу Островского. Темное царство у режиссера – это души героев Островского. Какие силы управляют человеком? Может ли он с этими силами справиться, если вдруг они вырвутся наружу, или они его уничтожат? Вот, например, Кабаниха. Ее эти страсти сжигают, разъедают, причиняя ежечасные страдания – но она ничего не может с собой поделать. Потрясающе передала эту одержимость Кабанихи актриса Анастасия Светлова. Выше всяческих похвал, как обычно, и Юлия Пересильд в роли Катерины. Она то неистова, то так затаенно смиренна, что в это смирение сразу же начинаешь верить, при этом понимая: вот-вот взорвется.

Фото: Дарья Глобина

Темное царство по Марчелли - это и весь наш современный мир, в котором люди при кажущемся благополучии внутренне глубоко несчастны, потому что так же несвободны, как и во времена драматурга. Все как будто надеются поймать «рыбу своей мечты», живут в погоне за внешним успехом, одержимые желанием властвовать над другими, подавляя при этом свою природу, свое естество. Потому и жизнь у большинства из них не складывается. Нелеп изобретатель Кулигин (Дмитрий Журавлев), явно идущий не в ногу со временем. Мелок тот же Борис, готовый идти на любые унижения в ожидании наследства от своего дяди Дикого. И неудивительно, что в итоге он ради этого наследства уезжает по велению дяди на край света один - вместо того, чтобы вырвать из этого «темного царства» свою возлюбленную Катерину, которая готова последовать за ним куда угодно. А Тихон, искренне любящий Катерину, и не сбирается бороться за свою любовь. Он попросту «прогибается» перед матерью, хотя в душе ее и боится, и ненавидит. Но кто он такой? Чего ему удалось добиться в жизни? Да ничего. Он во всем зависит от нее, женщины явно успешной в материальном плане, но от этого не ставшей ни на йоту счастливее.

Природа человеческая остается неизменной, прав был Островский - пусть минет хоть сто, хоть триста лет. Вот то главное, что показал зрителям Евгений Марчелли спектаклем «ГрозаГроза», придав своей постановке зрелищности самыми разными театральными приемами. Получился не только глубокий и умный, но и яркий, запоминающийся спектакль с прекрасными  работами сценографа Игоря Капитанова и художника по костюмам Фагили Сельской. Костюмы героев, особенно героинь заслуживают особого внимания. Странница Феклуша (невероятная роль актрисы Анны Галиновой) словно прибыла с какого-то карнавала или ярмарочного представления: в ярких, пышных многослойных одеждах, с немыслимыми ожерельями на груди, она то пронзительно завывает фольклорным речитативом, то превращается в сказительницу с вкрадчивым голосом. И все ведет свои сказы-рассказы о том, что за морем житье ох как худо… В  итоге невольно приходишь к заключению, что женщины-актрисы  в этой постановке явно переиграли своих партнеров-мужчин. А может, так и было задумано режиссером?

Фото: Дарья Глобина

Материалы по теме

  • Французский Театр де ля Виль на Чеховском фестивале

    05 июня 2017 / Эвелина Гурецкая

    Парижский Театр де ля Виль попытался поразить московскую публику.

    Комментировать
  • Театр Академии Никиты Михалкова представил спектакль «Метаморфозы»

    23 июня 2017 / Эвелина Гурецкая

    Главная особенность этого театра – в основе каждой постановки только русская классика.

    Комментировать
  • «Лукреция Борджиа» театра «Комеди Франсез»

    27 июня 2017 / Эвелина Гурецкая

    Настоящий классический театр на французском языке.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора