FMV-игры: еще не фильмы, но уже близко

FMV-игры: еще не фильмы, но уже близко
Кадр из игры "Late Shift"

В конце 80-х широкое распространение получил совершенно новый носитель информации — CD-диск. В сравнении с дискетами, на которых умещалось крайне мало, лазерные диски открывали новые горизонты и буквально развязывали руки людям, занимавшимся творчеством. В числе прочих на диски обратили внимание и разработчики игр, которые не могли упустить возможность максимально размыть границы между кино и играми, сделав ставку на видео с живыми актерами.

Жанр, хорошо это или плохо, пережил взлет и падение, и уже к концу 1990-х количество игр с живым видео (Full Motion Video, или сокращенно FMV) сократилось до предельно маленьких цифр — революции не случилось, а 3D-графика справлялась куда лучше и дешевле, чем живые актеры. Тем не менее, игры выходят до сих пор, и мы решили составить для вас десятку проектов — старых и новых, с известными и не очень актерами — на которые стоит обратить внимание.

The Bunker (2016)

Обложка игры обещает жуткий бункер и погоню маньяка, но на деле The Bunker — страшная история об одиночестве. Джон живет в бункере после ядерной войны, в котором совсем не осталось живых людей. Он последний, и по завету умершей матери совершает одни и те же рутинные действия: принимает витамины, пытается поймать радиосигналы других выживших (безрезультатно), прогоняет стандартные тесты, ест и читает книжки матери (даром, что женщина мертва). Когда в один из дней тест выдает ошибку, Джону приходится столкнуться с пустым бункером и собственным прошлым.

Главную и практически единственную, не считая флэшбеков, роль исполняет Адам Браун — гном Ори из трилогии «Хоббит». Также в игре приняли участие Сара Грин, Грэхэм Фокс и Джером Блейк. Сама игра довольно проста: при классическом pointʼn'click управлении в ней нужно линейно двигаться по сюжету и решать простенькие загадки, самая сложная из которых вряд ли отнимет у игрока больше пары минут. Тем не менее, авторам удалось создать нужную жутковатую атмосферу, а съемки в настоящем бункере времен Холодной войны добавляют еще пару баллов сверху.

Contradiction: Spot the Liar! (2015)

Детектив Дженкс (Руперт Бут) прибывает в небольшую деревню Эдентон для расследования убийства молодой девушки, чье тело нашли в озере. Чтобы раскрыть преступление, Дженксу придется допросить местных жителей, чьи показания нередко противоречат друг другу, и выяснить правду о том, что происходит в деревне.

В отличие от предыдущей игры, в Contradiction играет большое количество актеров, в числе которых Пол Дарроу, Джон Гилор, Ана Роза Де Эйзагирре Батлер и Иэн Кэш. Актеры нередко переигрывают, но это только идет на пользу общей атмосфере. Проблемы игры кроются в другом: к сожалению, у нее не самое отзывчивое управление, что при этом не сильно мешает насладиться происходящим.

Demolition Man (1995)

Да-да, это действительно игра по одноименному фильму с Сильвестром Сталлоне в главной роли. Здесь он также исполняет главную роль, как и многие другие актеры из фильма, включая Уэсли Снайпса и Джесси Вентуру, а сюжет довольно точно следует фильму.

В отличие от предыдущих игр списка, Demolition Man не является квестом, что и не удивительно при взрывоопасном содержимом оригинальной картины. 16 уровней дают поучаствовать в разной активности, от рукопашных схваток (напоминающих ранние части Mortal Kombat) и заканчивая шутером от первого лица. Некоторые сцены были сняты специально для игры, но немалая часть видео попросту позаимствована из фильма. Саундтрек тоже перекочевал в игру благодаря мощностям приставки 3DO, на которой и выходила игра. Игра получилась несколько неровной, но критики все же приняли ее довольно тепло — не так уж часто сам Слай посещает видеоигры.

Harvester (1996)

Игрок берет на себя управление Стивом (Курт Кистлер), который просыпается в незнакомом странном городе без каких-либо воспоминаний, однако, никто ему не верит и почти все называют его шутником. Жители городка похожи скорее на карикатуры на реальных людей и активно убеждают Стива в том, что ему нужно вступить в Ложу. Но вступить туда не так просто, и ради этого придется выполнить немало заданий, начиная от мелкого хулиганства и заканчивая серьезными преступлениями вроде поджогов. Конечно же, весь городок оказывается совсем не тем, что кажется.

Уникальная игра Гилберта П. Остина (сейчас известен как Гил Остин, нередко снимается в довольно дешевых ужастиках) прославилась еще до своего выхода поднимаемыми темами и провокативностью материала: в то время, как генеральный прокурор США громко ругался на видеоигры и фильмы за их жестокость, Harvester буквально сочился кровью и по всем признакам являлся идеальным примером категории Б: дешево и сердито, на грани фола. Вокруг игры ожидаемо сложился своеобразный культ, и немалое количество игроков даже называют Harvester лучшей игрой в мире. Все это мотивированное и не очень насилие служит одной цели: Гилберту было по-настоящему интересно заставить игрока в конце задуматься, повлияла ли на него эта игра в том свете, как это демонизируется правительством. 

P. S. В игре есть совершенно потрясающая сцена, где детишки заживо едят собственную мать. Groovy!

Her Story (2015)

Рабочий стол компьютера дает доступ к нескольким видео допросов женщины и паре программ. В числе прочего есть и доступ к текстовому файлу, поясняющему, как работать с видеоархивом и выуживать из него новую информацию, получая доступ к новым видео, коих в архиве без малого три сотни. На видео — семь полицейских допросов некоей Ханны Смит (Вива Сейферт), чей муж пропал при загадочных обстоятельствах. Задача игрока — разобраться в запутанных показаниях женщины и постараться понять, что же произошло на самом деле.

Her Story — игра удивительная. При том, что у игры есть конечная цель, за нее никто не собирается награждать: понять, что же произошло на самом деле, и является искомой наградой, ради чего все это и запланировано. Автор игр, Сэм Барлоу, ранее работал над проектами с глубоким психологическим подтекстом и в Her Story выложился по полной, а для создания достоверности эффекта старой пленки (в игре все записи допросов датированы 94 годом) он буквально перезаписывал видео через два VHS плеера. Огромный сценарий, несколько вложенных смыслов и глубина проработки делают Her Story по-настоящему уникальным проектом.

The Infectious Madness of Doctor Dekker (2017)

В роли психолога игроку предлагается интервьюировать пациентов недавно скончавшегося доктора Деккера и раскрыть преступление, однако все не так просто, как кажется на первый взгляд. После Деккера осталось немало странных вещей, а все пациенты нуждаются в психиатрической помощи. Подводные монстры и ожившие любимые — это игра воображения пациентов или же реальность?

Для игры было снято около 1600 видеоответов от пациентов, а вопросы можно задавать в автоматическом режиме или же вводить с клавиатуры. В числе актеров затесались Марк Китто и Джон Гилор (который уже появлялся в этом списке), а также несколько малоизвестных актеров короткометражек. Игра полностью строится на допросах, также авторы сделали крайне интересный шаг: убийца случайным образом определяется в начале игры, чтобы игрок мог точно избежать спойлеров. Само собой, игра подразумевает взрослую аудиторию: затрагиваются темы секса и насилия, также в сюжете фигурирует изнасилование. Хотя по факту это и является текстовым приключением, наличие огромного количества видео (одно прохождение займет около восьми часов) дает нам полное право добавить эту игру в список.

Late Shift (2017)

Еще одна игра от авторов The Bunker, но с совершенно иным подходом: здесь нет привычных зацикленных кадров и пауз, а выборы делаются буквально на лету, приводя к одной из семи концовок.

Сюжет рассказывает о дерзком ограблении аукционного дома и студенте-математике Мэтте, которого втянули силой. Сценарий написан Майклом Р. Джонсоном, сценаристом «Шерлока Холмса» с Робертом Дауни-мл., а в главных ролях появились такие актеры, как Джо Сауэрбатс, Харука Абэ и Ричард Дерден. Игру даже показывали в кинотеатрах как первый интерактивный фильм в истории (управление происходило с помощью специальных приложений на смартфонах, а выбор делался большинством голосов среди зрителей), и это действительно ближе именно к интерактивному кино, чем к полноценной FMV-игре: все же в играх обычно больше интерактивности, чем выбор развилки.

Neverhood (1996)

Еще один необычный проект в списке, но в этот раз его отличают не игровые механики, а само видео. Здесь нет живых актеров, а в основу игры положена пластилиновая анимация студии DreamWorks. Игрок управляет Клэйменом, которому предстоит узнать полную историю собственного мира, победить злого узурпатора Клогга и решить, каким же будет будущее мира. Главное в игре — конечно же, пластилин: на создание героев и декораций ушло три тонны этого материала, а за дизайн отвечает Дуглас Тен-Нэйпел, создатель знаменитого Червяка Джима. Еще один примечательный момент игры — саундтрек Терри Скотта Тейлора, который многократно использовался в рекламе и телепередачах и известен далеко за пределами игры.

Night Trap (1992)

Группа девушек отправилась переночевать в доме Мистера и Миссис Мартин. Внешне непримечательный дом явно хранит какую-то тайну, так как здесь раньше исчезло пять девушек. Игрок в роли агента Special Control Attack Team должен с помощью скрытых камер следить за происходящим и спасать девушек от возможных опасностей. А помощь им нужна как никогда, ведь в дом уже проникли вампиры.

Возможно, одна из самых легендарных FMV-игр и одна из самых старых — впервые она появилась в 1992 году на Sega CD и с тех пор регулярно переиздавалась — последнее переиздание, приуроченное к 25-летию, вышло в прошлом году. Это откровенно дешевый ужастик с очень глупым сюжетом и не менее глупо снятый, но при этом обладающий определенным шармом. Известна игра в первую очередь тем, что из-за ее взрослого содержания она (и еще несколько игр, в том числе Mortal Kombat) привела к появлению Совета по оценке программного обеспечения для развлечений (ESRB) — именно они и выставляют возрастные ограничения играм. На момент выхода возрастной ценз был 17+, сейчас же он снижен до 13+. Среди актеров самыми известными, пожалуй, является Дана Плато, Андрас Джонс и Артур Бергхардт.

Ripper (1996)

Нью-Йорк 2040 года. Серийный убийца по прозвищу «Потрошитель» продолжает бесчинствовать и на руках полиции уже третья жертва. Прозвище он получил из-за схожести с Джеком Потрошителем. Джейк Квинлан, журналист, регулярно получает письма и голосовые сообщения от убийцы, в которых он подробно описывает убийства. Квинлан пытается вместе с полицией разобраться в происходящем и вычислить убийцу.

Пожалуй, самое главное, что отличает эту игру — серьезный каст актеров в ролях: Кристофер Уокен, Пол Джаматти, Карен Аллен, Берджес Мередит, Джон Рис-Дэвис и Скотт Коэн. Главной темой игры является хит группы Blue Öyster Cult — (Donʼt Fear) The Reaper. Подобно Infectious Madness…, в игре также случайным образом определяется убийца ближе к финалу игры. Объем тоже колоссальный — целых 6 CD! Немалую часть бюджета потратили именно на оплату актеров, но это в целом окупилось: при том, что в 96 многие уже называли FMV мертвым видом игр, игра была принята тепло и имеет среднюю оценку выше 7 баллов.

Материалы по теме

  • LucasArts: долгое, долгое путешествие. Часть 1

    13 декабря 2017 / Сергей Сергиенко

    Рассказ о том, как возникла и погибла видеоигровая легенда.

    Комментировать
  • LucasArts: долгое, долгое путешествие. Часть 2

    15 декабря 2017 / Сергей Сергиенко

    Продолжение рассказа о рождении и крахе видеоигровой легенды.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора