Форель разбивает лед в «Гоголь-центре»

Форель разбивает лед в «Гоголь-центре»
Фото: Ира Полярная

Четыре имени, четыре луча этой пятиконечной «Звезды» у всех на слуху: Пастернак, Мандельштам, Ахматова, Маяковский. Каждый из них по-своему попал «под колесо истории». Но почему в этом ряду вдруг оказалось посвящение Михаилу Кузмину, ни от репрессий, ни от гонений не пострадавшему? Чье имя большинству наших современников мало что говорит, а то и попросту незнакомо? Ответом на этот вопрос служит сам спектакль, которым его режиссеру–постановщику Владиславу Наставшеву удалось не только передать языком театра магическую силу поэзии, но и рассказать о жизни и судьбе личности незаурядной, наделенной многими талантами и в чем-то даже опередившем время. Но чтобы подобный вопрос и вовсе не возникал, перед началом каждого представления режиссер встречается со зрителями, напоминая, что поэт Михаил Кузмин был действительно явлением той эпохи, которую мы традиционной называем «Серебряным веком русской поэзии».

Фото: Ира Полярная

«Один из самых загадочных поэтов Серебряного века», как называли Кузмина современники, родился в 1872 году, в Ярославле, в семье дворянина. Как литератор заявил о себе довольно поздно, сначала его увлекла музыка. Он даже отучился три года в консерватории, причем его учителем был Римский-Корсаков. Музыку Кузмин сочинял всю жизнь, писал романсы, оперы. Может, потому так музыкальна и его поэзия. Он попробовал себя и в драматургии, сочинял музыку к театральным постановкам. Но все это было уже после того, как он стал признанным поэтом. Его первая книга стихов «Сети» вышла в 1908 году, имела громкий успех и признание критиков. Но заговорили о Кузмине еще раньше, после публикации его повести «Крылья», которой он первым в России открыл тему однополой любви. При этом сам Кузмин не скрывал характер своей интимной жизни. Более того, он делал это с небывалой для того времени открытостью. Не отличавшийся яркой внешностью, Михаил Кузмин любил и умел привлекать к себе внимание. То он одевался как старообрядец, ходил в смазанных сапогах и поддевке. А сменив русские одежды на европейские, стал признанным денди.

Фото: Ира Полярная

Впрочем, эстетизм был атмосферой того времени. В том же стиле были и написанные Кузминым стихи. Он никогда не был гоним властями, даже после революции, которую принял безоговорочно. Бытует мнение, что ему покровительствовал нарком иностранных дел СССР Чичерин, с которым они были дружны с юношеских лет. Но были годы, когда его стихи не печатали вовсе, а во времена СССР книги Кузмина не издавались в течение 60-ти лет, вплоть до 1989 года. Последний сборник стихов Михаила Кузмина — «Форель разбивает лед» — вышел в 1929 году. Именно этот сборник вдохновил рижанина Владислав Наставшева на постановку своей новой театральной фантазии на сцене «Гоголь-центра». Предложенную режиссером концепцию поддержал художественный руководитель театра Кирилл Серебренников — так появился спектакль «Кузмин. Форель разбивает лед», пятый луч «Звезды». Маленький шедевр, где безупречно все: сценическое решение, форма самого спектакля, в котором органично сочетаются разные жанры — от «большой драмы», до разновидности кабаре с элементами цирка и все это в сочетании с потрясающим перевоплощением артистов создает эффект полного погружения в атмосферу давно ушедшей эпохи.

Фото: Ира Полярная

На сцене в виде звезды — два Кузмина: старость (Илья Ромашко) и молодость (Один Байрон). Помимо них — Память-экономка (Светлана Мамрешева), Воображение-boy (Михаил Тройник), а также два существовавших в реальности персонажа — Юрий Юркун, возлюбленный поэта (Георгий Кудренко) и его жена, Ольга Гильдебрандт-Арбенина (Мария Селезнева). Равноправными действующими лицами можно считать и двух музыкантов за фортепьяно — Всеволода Князева и Николая Сапунова. Оба в образе. Один даже с простреленным виском. Помимо Шуберта и Вагнера звучат сочинения, написанные специально для постановки режиссером. Все действие построено на стихах Кузмина из его последнего сборника. Старый Кузмин читает обо всем, что было в его жизни, по сути, делясь мыслями и чувствами. И это звучит как исповедь прожившего непростую жизнь человека, испытавшего любовь и разочарование, искавшего в жизни красоту и гармонию, и в конце пути ничуть в этой жизни не разочаровавшегося. Таково удивительное свойство стихов поэта Михаила Кузмина. Молодой Кузмин в отличие от Старого стихов не читает, он только поет — ведь он всего лишь воспоминание.… Настоящим украшением спектакля стали исполняемые артистом Одином Байроном музыкальные композиции. Именно эти композиции — сочинение режиссера-постановщика, который стал не только композитором в своей инсценировке, но еще и художником по костюмам. Выбранный им стиль — словно отражение того времени, в котором жил поэт, с его культом красоты и преданностью хорошему вкусу. Илья Ромашко в маске дряхлого старика, которую он время от времени снимает, словно предстает перед зрителями зрелым человеком в разные годы своей жизни. Один Байрон, обладатель незаурядного голоса, своим пением вносит дополнительные краски в поэзию Кузмина. Оба артиста сумели создать столь достоверные образы, что трудно отдать кому-то из них предпочтение.

Фото: Ира Полярная

Помимо стихов в спектакле есть пояснения — скорее, рассказ о некоторых обстоятельствах жизни поэта во время его любовной связи с Юрием Юркуном. Это отрывки из дневников жены Юрия, Ольги Гильдебрандт — Арбениной. Ведет этот рассказ актриса Мария Селезнева, и делает это искренне, порой по-девичьи простодушно. Именно от нее мы услышим в самом начале спектакля, что самым большим несчастьем поэта было то, что «он любил мужчин, любящих женщин». Но в большей степени это спектакль о трагедии талантливой личности. В какую бы эпоху ни довелось жить человеку одаренному, незаурядному, он всегда будет биться «как рыба об лед» о стену непонимания, а зачастую и непризнания. На пути в вечность лишь его творения способны пробить эту стену.

Фото: Ира Полярная

Материалы по теме

  • Рецензия: «Кредо убийцы» с Майклом Фассбендером

    05 января 2017 / Редакция THR Russia

    Майкл Фассбендер и Марион Котийяр воссоединились с режиссёром «Макбета» Джастином Курзелем.

    Комментировать
  • Юлия Пересильд в спектакле «Кроличья нора»

    01 марта 2017 / Эвелина Гурецкая

    Актриса, как никто, умеет передать внутреннюю драму, при этом не прибегая ни к каким внешним приемам.

    Комментировать
  • Рецензия: «Тебя никогда здесь не было» с Хоакином Фениксом

    23 марта 2018 / Сергей Сергиенко

    Жестокость как ответ на несовершенства мира.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus