«Любовь у трона», или «Сон императрицы» по-новому

«Любовь у трона», или «Сон императрицы» по-новому
Фото: Юлия Губина

Парадом премьер открыл Театр имени Вахтангова свое новое сценическое пространство – Симоновскую сцену. Первой премьерой был спектакль «Вечер шутов» по мотивам одноименного фильма Ингмара Бергмана. Спектакль поставила Екатерина Симонова, представитель четвертого поколения знаменитой династии. Спектакль «Любовь у трона» в постановке Андрея Максимова стал следующей премьерой в этом уютном, элегантном особняке, который некогда занимал театр Рубена Симонова.

Андрея Максимова знают в основном как «человека из телевизора». Много лет он появляется на экранах в качестве ведущего самых разных телепрограмм, а вот о том, что он пишет пьесы и ставит их как режиссер, знают немногие. Хотя в его багаже уже около двадцати театральных постановок. К открытию Симоновской сцены Максимов предложил театру новую постановку своей давней пьесы «Сон императрицы», на что художественный руководитель театра Римас Туминас дал согласие. Сам автор об этом спектакле говорит так: «Это история любви на фоне политики». «Сон императрицы» он написал 17 лет назад, хотя именно сейчас в ней находят параллели с днем нынешним, с чем сам Андрей Максимов категорически не согласен, вспоминая о том, как появился замысел этой пьесы: «Когда я начал читать про Екатерину II, то поневоле погрузился в историю ее единственного законного мужа Петра III. Меня абсолютно поразил этот невероятно несчастный человек. И мне захотелось написать про него пьесу. Человек, которого зовут Карл Петер Ульрих, вдруг называется Петром Федоровичем и начинает править огромной страной, вовсе того не желая. Это история о том, что меня волнует больше всего: о судьбе, любви и одиночестве. Поэтому спектакль называется "Любовь у трона". А то, что герои постоянно говорят про судьбы России  это все фон. На протяжении всего репетиционного периода я все время говорил артистам: "Это человеческая история". Кто-то мне заметил: "Какая у вас актуальная пьеса, прямо под выборы". А для меня ее актуальность вовсе не в каких-то политических аллюзиях, а в человеческих проявлениях».

Фото: Юлия Губина

Первый раз эту пьесу Андрей Максимов поставил в 2002 году на сцене театра «Модерн» с Илзой Лиепа в роли Екатерины II.  При постановке  на Симоновской сцене автор дал спектаклю иное название – «Любовь у трона». В роли Екатерины II – изумительная  Ольга Тумайкина, исполнителем роли ее мужа, Петра III режиссер выбрал Андрея Ильина. В спектакле есть еще несколько персонажей, но их на сцене воплощает один артист: или Павел Тохэда Кардэнас , или Виталийс Семеновс. Оба делают это великолепно, преображаясь то в Алексея Орлова, то в мужика, то в священника. И эта находка режиссера тотчас напомнила театр Римаса Туминаса. На этом сходство с постановками выдающегося мастера и заканчивается.

Пересказывать содержание спектакля нет смысла – его надо смотреть. По словам автора, «в основе сюжета – сон, который снится Екатерине Великой накануне того дня, когда она совершает государственный переворот. Она вспоминает свои отношения с Петром III. И, конечно, прежде всего, это спектакль о любви, хотя есть там исторические реминисценции». Но преобладают все-таки разговоры о чувствах обоих персонажей – не случайно автор настаивает, что его пьеса – о любви, политика здесь просто фон. И еще этот спектакль о судьбе человека. Видимо, свыше было предопределено, чтобы непопулярный в народе император Петр III был свергнут, а его место заняла супруга, урожденная София Августа Фредерика Ангальт-Цербская, немка, принявшая православие. Она правила Российской империей 34 года и вошла в историю как Екатерина Великая.

Фото: Юлия Губина

Сценографом и автором костюмов стал один из самых талантливых театральных художников Максим Обрезков. Минимализм в декорациях – внушительных размеров царский трон, роскошные люстры, высоченные потолки – создают полное ощущение, что действие происходит в царских покоях. А прекрасная игра артистов и созданные художником великолепные костюмы героев по-настоящему украсили этот спектакль, которому не хватает самой малости – режиссуры.

Материалы по теме

  • Театр «Фольксбюне» Франка Касторфа

    17 ноября 2017 / Эвелина Гурецкая

    Драматург «Фольксбюне» Себастьян Кайзер представил программу театра на фестивале NET.

    Комментировать
  • Новое звучание сказки «Красная шапочка»

    20 ноября 2017 / Эвелина Гурецкая

    Жанр инструментального театра объяснить трудно, еще труднее его понять. Даже если за основу создатели взяли знакомую каждому с детства сказку.

    Комментировать
  • Про драконов и людей

    29 ноября 2017 / Эвелина Гурецкая

    Академический театр комедии имени Николая Акимова из Санкт-Петербурга с постановками в Москве.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора