Новое звучание сказки «Красная шапочка»

Новое звучание сказки «Красная шапочка»

На фестивале NET в этом году удивлять и озадачивать, судя по всему, будет музыкальная часть программы. Порадовал зрителей спектакль открытия из Щвейцарии – «Проект необычных погодных явлений» в постановке Тома Луца. Впереди – опера «Евангелие» российского режиссера Василия Березина, заявленная как «попытка прочтения и переосмысления текста Святого Писания». А в минувшие выходные свой вариант переосмысления знакомой каждому сказки «Красная шапочка» Шарля Перро представил ансамбль Студии новой музыки, который признан одним из главных академических ансамблей современной музыки в России. История появления этой «Красной шапочки», спектакля в формате инструментального театра, весьма любопытна. Как поясняют профессионалы, инструментальный театр – это особый тип существования на сцене, особая форма коммуникации с публикой. Здесь музыканты не только занимаются музицированием, но являются одновременно и драматическими артистами. Им приходится перемещаться по сцене и декламировать текст. Порой это пение, или просто проговаривание текста в определенном ритме и даже пение в музыкальный инструмент. В основе постановки Студии – партитура французского композитора, которого называют «классиком современной музыки», Жоржа Апергиса. У него множество наград, включая «Золотого льва» Венецианского биеннале. Его «Красную шапочку» ставили на многих сценических площадках, даже в Берлинской опере, а в России это первая постановка.

Красная Шапочка

С именем и режиссер-постановщик этого спектакля, Алексей Смирнов. Несмотря на совсем недолгую творческую карьеру, он уже стал победителем конкурса молодых режиссеров Мариинского театра, за что получил в 2016 году право поставить в Мариинке оперу Г. Фрида «Письма Ван Гога». Кроме того, режиссер еще и обладатель главного приза медиа-жюри и специального приза Новосибирского театра оперы и балета конкурса «Нано-Опера 2017». Казалось бы, «звезды сошлись», и в итоге должен получиться истинный шедевр. Увы, шедевра не получилось. Когда спектакль еще только готовился, руководитель Студии новой музыки Владимир Тарнопольский говорил о нем с большой осторожностью: «Я в затруднении, как анонсировать премьеру "Красной шапочки" Жоржа Апергиса, что будет на фестивале NET. Апергис — один из крупнейших авторов современного музыкального театра (и один из моих любимых композиторов), но у нас не то что его никто не знает, а даже референсы найти трудно. И жанр объяснить на пальцах трудно, хотя вообще это очень важный театральный жанр, "альтер эго" театра художника». Столь же затруднительно объяснить человеку, на спектакле не побывавшему, что же это такое. На сцене – шесть музыкантов, два кларнета, саксофон, скрипка и фортепиано. Серый плащ и вязаная шапочка с ушками дают понять, что именно кларнет связан с образом волка. Скрипка – с Красной шапочкой (на скрипачку эту шапочку и надевают в самом начале). Текст сказки музыканты рассказывают по очереди, со множеством повторов, перебрасывая реплики от одного персонажа к другому, и все это совмещая с игрой на музыкальных инструментах. Создатели спектакля явно рассчитывают на воображение зрителей-слушателей, на их ассоциации, которые способны вызывать те или иные мелодии и инструменты. В программке-аннотации было обещано, что «дети и взрослые в ненавязчивой форме получают "слуховое представление" о современном музыкальном языке: новейшие звуковые приёмы и эффекты напрямую увязываются с перипетиями сюжета и адаптированы для детей». Кроме того, зрителям пообещали, что их ждет представление, «полное драматургических неожиданностей, ярких музыкальных и сценических эффектов». Но, очевидно, многое из задуманного режиссеру реализовать не удалось, так как зрелище получилось откровенно скучным.

Красная шапочка

Поскольку было заявлено, что спектакль этот адресован в первую очередь детям «старше 6-ти», именно они и составляли большую часть публики, которая собралась на премьеру в Центре имени Мейерхольда. В основном, это постоянные посетители Центра, где представлена коллекция спектаклей для маленьких зрителей от молодых театральных команд. По тому, как довольно спокойно дети себя вели на «Красной шапочке», стало понятно, что они к экспериментам уже приучены. В отличие от их родителей, которые или откровенно дремали, или вовсе покинули зал через полчаса после начала представления. Понять эту музыкальную историю мало у кого получилось. Мама одиннадцатилетней девочки призналась, что только воспитание не позволило им уйти со спектакля до его окончания, так как ее дочь еще в середине действия призналась: «Мама, я ничего не понимаю». Длится спектакль всего 50 минут, что для многих и стало утешением.

Материалы по теме

  • Киноконцерт Disney впервые состоится в Москве

    22 августа 2017 / Редакция THR Russia

    Disney покажет мультфильм на большом экране, а вся музыка из него синхронно будет исполняться большим симфоническим оркестром на сцене вживую.

    Комментировать
  • Фестиваль NЕТ-Новый Европейский театр

    13 ноября 2017 / Эвелина Гурецкая

    Почти полтора месяца Театральный фестиваль NET (Новый европейский театр) будет удивлять зрителей. Таково его предназначение – изумлять и озадачивать, вынося на суд публики самые радикальные постановки современного театра.

    Комментировать
  • Театр «Фольксбюне» Франка Касторфа

    17 ноября 2017 / Эвелина Гурецкая

    Драматург «Фольксбюне» Себастьян Кайзер представил программу театра на фестивале NET.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора